Семейное образование
         

Проект Игоря и Валентины Чапковских

Общение и обмен информацией родителей из разных регионов России
 
 
Rambler's Top100
 
 
 
 




Связаться с авторами
Об авторах: И.М.Чапковский.
С вопросами перепоста материалов
и по вопросам сотрудничества
или размещения рекламы
пишите в форму обратной связи




Как родителям настоять на своем варианте аттестации

И.М. Чапковский

Для начала выскажу несколько общих соображений о нашей школьной системе образования.
Участвуя в приеме выпускных экзаменов в 9-м классе в обычных общеобразовательных школах, я пришел к выводу, что в среднем у половины учащихся образование соответствует концу начальной школы. Они умели читать, большинство не свободно, некоторые по слогам, с трудом пересказывали текст, знали четыре арифметических действия, но считали с ошибками, а текстовые задачи подавляющее большинство решать не могли. Тем не менее, все получили аттестат с положительными оценками о неполном среднем образовании, а большинство, впоследствии, о полном (за 11-й класс).
Есть бюрократический механизм, запрещающий ставить двойки за год и оставлять учащегося на повторное обучение. Пятерки также ставятся необъективно.
Учащемуся, находящемуся внутри системы, двойки за год не грозят, а пятерки ставятся не только за знания. Оценки используются, как инструмент управления, иногда для репрессий, иногда для поощрения, иногда для торговли. Иными словами, это свойство формулируется так: в школьной системе не производится объективной оценки знания, значит, качество не интересует, следовательно, образование не лежит в сфере главных задач школы. В подтверждение вывода скажу, что я часто слышу от интеллектуальных и образованных людей фразу «Школа мне ничего не дала».

Те родители, что преодолели главную преграду и оформили семейное образование, должны теперь настоять на своем варианте аттестации. Так как образование детей, и Вашего ребенка в том числе, школу не интересует, о чем я писал выше, то почему же они так мучают Вас и вашего ребенка непомерными требованиями по предметам, хотя очевидно, что их собственные ученики не могут выдержать по-честному такой проверки? Потому, что вы не свои. Ксенофобия проникла, к сожалению, во многие сферы жизни. Школа оценивает своих так, как я описал выше, а «чужим» старается доказать, что без нее жить нельзя. Программы по всем предметам перегружены, так что честно выполнить их не может никто. Вся система образования была задумана в 1930-е годы, и перегрузка — одно из свойств, предусмотренных ее создателями. Цель перегрузки — подавить творческие способности человека и привить комплекс вины перед системой, но об этом подробно сказано в статьях на сайте.
Основой для разрешения конфликтов на первом этапе вхождения в семейное образование были законы. Для достижения приемлемой аттестации Вам придется опираться на мораль. Так как нет подробных формализованных требований, оценка знаний является экспертной. Предвзятости или нечестности экспертов можно противостоять с помощью морали.
Мораль — это сумма положительных бесспорных норм поведения, признанных обществом. Одна из таких норм — образование, в частности аттестация, не должна наносить вред физическому и психическому здоровью ребенка. По Семейному кодексу РФ (тут мы опять возвращаемся к закону) преимущество в праве определения, что вредно, а что полезно в воспитании и образовании ребенка, принадлежит родителям. На этом закончим теорию и перейдем к практике.

Детство должно быть радостным, в том числе, главная работа ребенка — учеба — должна быть таковой, и аттестация тоже. Абсолютно недопустимо, чтобы вследствие учебы возникали болезни или терялся вкус к жизни. Ребенок должен сдавать то и столько и в такой форме, чтобы эти условия соблюдались.
Ключевыми в диалоге с учителями или администрацией могут быть такие фразы: «Вот тетради, они показывают Вам, как педагогу, что мальчик хорошо обучен»; «Предлагаемая Вами форма аттестации для моего ребенка вредна, или тяжела, и Вы меня, как мать или педагог, поймете».
На высказывание, что они как профессионалы лучше знают, что делать, нужно отвечать, что по Закону, в отношении своего ребенка, родители лучше знают, что ему вредно или полезно. В данном случае ссылка на закон весьма уместна, ибо Ваши собеседники знают, что Вы умеете пользоваться законом. Если же они переходят в глухую защиту, например, просто игнорируют Ваши аргументы, то есть уходят с педагогической позиции, им следует сказать, что они действуют как профессионально непригодные (термин из трудового законодательства) работники. Или же можно сказать, что, обсуждая образовательные вопросы, аморально терять педагогическую позицию.
Аттестация не формализована, за исключением выпускной, да и то не тщательно. Если Вы решите писать реферат, то сами будете задавать и требования к нему и объем. Единственные требования к оформлению реферата: должен быть титульный лист, содержание и список литературы в конце.
Родителям нужно утвердить свое право отчитываться тетрадями. Результаты изучения предметов, которые в школе относят к устным, на семейной форме должны быть выражены письменно. Это могут быть конспекты параграфов или ответы в конце параграфа.
Умение пользоваться географической картой может быть оформлено в виде работ на контурной карте. Усвоение дат и понятий по истории — в виде письменных вопросов и ответов, а по биологии еще должно быть дополнено рисунками.
Для любого непредвзятого педагога такой отчетный материал будет убедителен.
Все, что здесь предложено, было опробовано на практике и достигало целей.









 


© 2005-2024 Игорь и Валентина Чапковские     
© Все права защищены     
По вопросам использования материалов пишите     
в форму обратной связи > >     
     


Rambler's Top100