Семейное образование
         

Проект Игоря и Валентины Чапковских

Общение и обмен информацией родителей из разных регионов России
 
 
Rambler's Top100
 
 
 
 




Связаться с авторами
Об авторах: И.М.Чапковский.
С вопросами перепоста материалов
и по вопросам сотрудничества
или размещения рекламы
пишите в форму обратной связи




Тема - "Проблема с ошибками при письме (регион неизвестен)"

Здравствуйте, гость!

  Форум для родителей-практиков семейного образования
   > Проблема с ошибками при письме (регион неизвестен)
[ Новая тема ]

Лера

Пользователь
Проблема с ошибками при письме (регион неизвестен)
14:44:39 18 Март 2008
[ Профиль ]
Севка учится в 1-м классе, с февраля - на семейном обучении, по Занковской системе. Я сразу была настроена на домашнее обучение, но первую половину первого класса мы водили Севку в школу. Пока ему самому не надоело туда ходить.
У нас при обучении такая проблема: у Севки, похоже, связь между устной речью и письменной равна нулю! Он вполне уверенно считает (складывает, вычитает, а кое-что и умножает и делит) и в пределах сотни, и в больших пределах, но устно. Письменно же завалил сегодня контрольную на счёт в пределах десятка… Причем такие глупые ошибки, как 2+4=8… Вместо разностей написал суммы. Устно спрашиваешь – ни одной ошибки! Весь тот же материал учительница спросила устно – без проблем, письменно же – одни ошибки. То же и с русским. Спрашиваю: «жи-ши как пишется?» - без запинки отвечает: «С «И»!». И тут же пишет в тетради с «Ы». Тоже с ча-ща, то же с заглавной буквой в начале предложения. И с гласными в корне – проверочные слова находит, всё хорошо. Отвечает всё замечательно и тут же пишет неправильно… Причем разбираем ошибку, он её видит, прошу переписать правильно, прямо тут же – и он снова пишет неправильно. На вопрос «Почему?» - растерянное «Ой…» Впрочем, есть способ заставить сделать правильно: написать слово карандашом, попросить обвести и написать до конца строчки. Ура! Получается! И на другой строчке под диктовку – это слово пишем правильно! Но: тут же даёшь другое слово на то же правило, и он опять делает ту же самую ошибку. Похоже единственный способ научиться писать – прописать любое слово сомнительного написания по строчке… Но это же нереально!
Вообще писать не любит. Пока были в школе – тоже отвечал – бойко, а то, что нужно было выполнить письменно – отставал, не успевал и половину того, что остальной класс. Домашние задания по письму воспринимались как каторга и тянулись, как могли. Три строчки мог писать три часа. Запросто. Сейчас вроде нет такой проблемы с писаниной, хотя пишет небрежно и лишь бы скорей отвязаться, но, по крайней мере, старается написать быстро, не отвлекаясь.
Задания на переписывание текста – тоже делает массу ошибок, которые мы с ним разбираем потом – он их видит хорошо, исправляет. Однажды я взвилась, сказала, если будет больше трёх ошибок – будешь переписывать до тех пор, пока не научишься писать без ошибок. Сделал только две ошибки (на 4 предложения). Обычно же – примерно в каждом втором слове.


Angelika

Модератор
Re(1): Проблема с ошибками при письме (регион неизвестен)
16:59:15 18 Март 2008
[ Профиль ]

Здравствуйте Лера!Хочу сказать ,как я занимаюсь со своей дочкой.Найдите хорошую книжку:П.С.ТОЦКИЙ,"Орфография без правил"
Вот цитата из этой книжки :В апреле 1961 года в седьмом классе был проведён диктант.Это был выпускной класс.Ребята серьёзно работали.При анализе ошибок оказалось,что шесть человек сделали ошибку в слове "который",написали через "а".Как же так?Провести семь лет за партой!Слово встречается на каждой странице в любой книге и вдруг столько ошибок на класс.Я стал подозревать,что это не случайно.Здесь есть какая-то тайна.Но какая?
Это слово не подчиняется правилам.Значит его надо запомнить.А как?Написать на карточке крупным шрифтом,выделив букву "о" красным цветом? Или записать в тетради и подчеркнуть в слове букву и составить для закрепления предложение?Но сколько же можно такое простое слово писать и переписывать?
А пришлось ли детям хоть раз в жизни произнести это слово так,как оно написано:не "каторый",а "который",через "О"?Ответ напрашивался сам--нет ,никогда!"
Потрясающая догадка!Непременно речевой центр в мозгу,на ответственном за правописание участке,должен фиксировать слова в таком виде:"мотоцикл",хоть слышится и произносится слово как "матацыкал".Петр Семёнович разработал систему упражнений и диктантов ,позволяющих значительно повысить уровень грамотного письма.Суть их вот в чём:учитель говорит орфоэпически(так,как все обычно говорят),а ребёнок повторяет за ним(слово,словосочетание,предложение)орфографически(так,как должно быть написано).Произносит надо громко и чётко,чтобы мозг(в отделе,ответственном за правописание)получше их с произносённым словом увязывал:"который".Самое главное такая работа очень нравится моей дочке. Увеличивается объём и скорость такого письма.

Лера

Пользователь
Re(2): Проблема с ошибками при письме (регион неизвестен)
17:44:30 18 Март 2008
[ Профиль ]
Спасибо за наводку. Сразу поискала в И-нете, пока нигде не нашла где купить, только много людей на эту книгу ссылающихся. А вот интересно про жи-ши, ча-ща. Как их можно произнести так, чтобы слышалось "и" в "жи" или "а" в "ча"?

Angelika

Модератор
Re(3): Проблема с ошибками при письме (регион неизвестен)
19:14:07 18 Март 2008
[ Профиль ]
Лера,к сожалению эту книгу можно найти только в библиотеках.Если Вы живёте в Москве,то она есть в Ленинской библиотеке,её можно отксерить там же.
Что касается "жи-ши",то в этой неувядаемой методической разработке"жи-ши пиши через и";"ча-ща пиши через а";"чу-щу пиши через у",(которой никто и возраста не помнит,но все ценят за простоту,бесхитростность и прямолинейность)полно подвохов.И чем чаще их повторяют эти правила,тем больше получают нежелательных побочных эффектов:ребята начинают писать "жина","инжинер","жилезо","шистёрка","чисы" и т.п.
Правила упорно не выучиваются,даже в пятом классе пишут "хочю","чяйник","ищю".А не выучиваются они,в частности,и по чисто физиологическим причинам."Жи-ши"(произносятся с большим объёмом резонатора-опущенной челюстью,отведённым назад языком)"пиши"(совершается концентрированное усилие по изменению объёма резонатора-язык резко продвигается вперёд и вверх,челюсть поднимается)"через и ".Ча-ща"(с малым объёмом резонатора)"пиши"(резкое увеличение объёма)"через а".
Избавившись от проговаривания правил,избавимся и от связанных с этим проговариванием ошибок.

irina_markeeva

Пользователь
Re(4): Проблема с ошибками при письме (регион неизвестен)
20:22:34 18 Март 2008
[ Профиль ]
Добрый вечер!

Лера, я считаю, что у Севы с русским все хорошо. При обучении такому трудному языку сдвигов сразу ждать не надо. Через некоторое время будет качественный скачок. Потом опять без изменений. Для меня была каждая палочка в радость – я до потолка и сейчас продолжаю прыгать. Мое обычное состояние – оптимистичное. Ребенку легче, если мама не тревожится. А про ошибки – они будут всегда, даже когда Сева станет своего сына учить. У Вас разве нет ошибок? Наш сын всегда делает ошибки, на все правила – он же не робот – обычный человек. Смотрите на ошибки философски. Я думаю, мы перешли на семейное обучение, чтобы минимизировать работу и сохранить интерес к учению. Вот эту цель и надо видеть впереди, делать небольшие поправки на свои требования. Когда меня заносит, я с трудом останавливаюсь и, зная себя, уменьшаю задание.

Как мы разбирались с «жи» и «ча».

Здесь можно идти путем предложенным в книге:
О.В. Узорова, Е.А. Нефедова Как научиться грамотно писать. 1 класс.

Такие книги разработаны на все классы начальной школы. У этой книги есть плюсы и минусы. Она представляет собой дидактический материал – разделенные по темам упражнения. Для правил с сочетаниями «жи» и «ча» предложены упражнения: найди сочетание и обведи, вставь букву. При выполнении таких упражнений плюсы:
- ребенок не пишет (или пишет одну букву)
- ребенок видит правильно написанное слово (если в нем не пропущена буква и не вставлено многоточие)
- можно потренироваться в чтении
- ребенок внимательнее относится к печатному слову
- можно проработать огромное количество примеров
- такой подход ребенку нравится – это как играть
Минусы:
- в этих книгах нет методики работы – нет разбивки по занятиям
- нет ответов – это важно для упражнений «вставь букву» - ребенок не видит правильно написанное слово (в других методиках в ответах даже пропущенная буква выделяется жирно)
- нет ответов – ребенок не может делать самопроверку, а это важнейший этап – этому мы и учим – написал! проверь! – относись к своей записи критично! – важно не написать без ошибки, а увидеть ее «слово какое-то некрасивое» или «вычислить ошибку логически»
- нет системы поощрения – не введено никаких баллов – мой сын с интересом каждый раз подсчитывает, да и мы взрослые любой тестик из журнала доведем до конца
- нет упражнений «найди ошибку» – очень полезное занятие быть корректором – позволяет сформировать позицию – хороший навык для жизни

В другой серии книг всех этих минусов нет. Единственный недостаток на первый класс пособие не разработано. Есть для 2-4 класса, 5, 6, 7, 8 и 9. Название:
Л.А. Ахременкова «К пятерке шаг за шагом или 50 занятий с репетитором. Русский язык.» Советую купить все книги – это очень хорошие помощники. Мы проработали летом книгу для 2-4 кл, сейчас медленно движемся по 5 кл, летом планируем начать 6 кл. В вашем случае можно выборочно делать упражнения из первой книги, но лучше начать по Узоровой, Нефедовой.

Спасибо, Анжелика, за книгу. Видимо это просто клад. Посмотрю.



Гульнара

Пользователь
Re(5): Проблема с ошибками при письме (регион неизвестен)
17:00:43 20 Март 2008
[ Профиль ]
У нас сейчас тоже проблема с русским языком (Алёша в 1 классе с самого начала на семейном).Писать мы научились и это было интересно за счёт того,что я читала во время выведения букв. Но теперь сыну трудно и скучно.Я воспринимаю это как сигнал тревоги и ищу.Перечислю,чем мы занимались,т.к. это может кому-нибудь пригодиться.
-переписывали стихотворения по рекомендации Л.Некина. Ребёнку нравилось,но потом надоело. http://neki....ru/e25.htm
-писали под диктовку и списывали с книжки стихи Пушкина, в результате чего прочувствовали,что слова совсем не так пишутся,как произносятся. Сначала это было открытием и воспринималось как фокус,потом стало надоедать всё время исправлять слова, и в какой-то момент это вызвало отчаяние.Мне кажется,что такие большие отрывки текста не время писать в 1 классе,а может быть мы подошли к тому,что пора детально изучать законы письменной речи.С педагогом в центре они играли в превращения слов,писали забавные предложения .
-очень понравилось слушать уроки аудиоучебника и особенно писать диктанты под диктовку Мел Чернилыча. http://www....=production Кстати там на сайте можно узнать о прекрасных аудиоэнциклопедиях с участием дяди Кузи и Чевостика -это хиты наших детей и ещё многих знакомых семей.
-ещё мне лично показались интересными тетради Марины Аромштам.Я для пробы купила одну:"Чудесное путешествие в стране чародеев.Игровой орфографический тренинг.Жи-ши,ча-ща,чу-щу." Но они предназначены для 2-4 классов и у нас пока не очень пошли.
http://www....&next=1

Лера

Пользователь
Re(6): Проблема с ошибками при письме (регион неизвестен)
21:57:36 20 Март 2008
[ Профиль ]
Большое спасибо за советы и ссылки обязательно постараюсь найти и воспользоваться. Вот еще бы решить проблему концентрации внимания при письме, то что он устно (отвлечемся от русского, по математике) отвечает замечательно, а при письменном задании - ошибка на ошибке. Да и в русском, мне кажется, проблема именно в невнимательности: он проговаривает слово так, как нужно написать, а пишет после этого совсем иначе. Может кто-то может посоветовать, как увлечь самим процессом письма: для Севки это до сих пор проблема.

С самого начала у Севки были постоянные и очень большие проблемы с письмом, пока моя подружка не предположила, что у него пока просто не сформировался в мозгу отдел, отвечающий за мелкую моторику. Рассказывала, что в Вальфдорской школе нет заданий на письмо в тетради до конца второго класса, поскольку это не физиологично. Что там первые два класса детки в основном рисуют, а если пишут, то очень крупно и не ручкой. В результате я купила тетради с более крупной клеткой и линейкой. Мне кажется, что после этого психологический напряг в отношении письма в значительной степени убавился. Во всяком случае, я уже не вижу такой вселенской тоски в глазах ребенка, когда нужно что-то писать. Лень – это да, бывает. Но, во всяком случае, он не пытается отложить написание каждой следующей буквы или цифры на бесконечно долгий срок.
Но невнимательность при письме чего бы то ни было остаётся большой проблемой.

Гульнара

Пользователь
Re(7): Проблема с ошибками при письме (регион неизвестен)
16:46:23 21 Март 2008
[ Профиль ]
Мне кажется,что хорошо было бы позаниматься с нейропсихологом.К сожалению не знаю никаких конкретных мест,но собираюсь разведать для своего сына,потому что Алёшка часто пишет некотырые буквы в обратную сторону.Мой племянник несколько лет назад занимался год с нейропсихологом после того,как обнаружились стойкие проблемы в письме,и сестра мужа была очень довольна.
Для интереса можно периодически покупать разные ручки,тетрадки; иногда заводить таймер,секундомер,попробовать написать записки,письма,подписать открытки дорогим людям.Ещё можно,если не очень отвлекает,почитать в это время книгу вслух.Мне кажется детей нужно приучать и к таким паралельным занятиям.

Евгения

Пользователь
Re(8): Проблема с ошибками при письме (регион неизвестен)
23:24:14 21 Март 2008
[ Профиль ]
есть еще и такой взгляд на формирование грамотного письма
http://home.../52039.html
а мне кажется, что существует очень большая разница между "знает" и "умеет". И только практикой можно добиться перехода одного в другое

Admin

Администратор
Re(9): Проблема с ошибками при письме (регион неизвестен)
11:56:48 31 Март 2008
[ Профиль ]
Большая просьба новым родителям на Форуме говорить несколько слов о себе, из какого вы региона, сколько лет ребенок на семейном обучении и в каком он сейчас классе.





 


© 2005-2024 Игорь и Валентина Чапковские     
© Все права защищены     
По вопросам использования материалов пишите     
в форму обратной связи > >     
     


Rambler's Top100