Семейное образование
         

Проект Игоря и Валентины Чапковских

Общение и обмен информацией родителей из разных регионов России
 
 
Rambler's Top100
 
 
 
 




Связаться с авторами
Об авторах: И.М.Чапковский.
С вопросами перепоста материалов
и по вопросам сотрудничества
или размещения рекламы
пишите в форму обратной связи




Тема - "Вопросы из Вологды"

Здравствуйте, гость!

  Форум для родителей-практиков семейного образования
   > Вопросы из Вологды
[ Новая тема ]

Иулиания

Пользователь
Вопросы из Вологды
21:37:21 18 Февраль 2008
[ Профиль ]
Здравствуйте, я из Вологды. Случайно напала на ваш сайт, и всем сердцем прониклась тем, что вы здесь обсуждаете.По многим причинам мы с мужем не хотим отдавать свою дочку в школу, но до не давнего времени даже не представляли, что это можно сделать вполне официально. Вот уже несколько дней читаю различную информацию о семейном образованиии. Если честно, то голова уже пухнет.Но для себя мы твердо решили, что дочка должна учится только дома.Вроде немного в голове уложилось, но все-таки остаются вопросы. Боюсь, что мы будем первопроходцами в нашем городе.Поэтому надеемся на помощь и совет тех, кто уже прошел по этому пути.Вот наши вопросы:
1.Куда нам сначала обратиться, в школу к которой мы относимся или сразу в Управление образования, что бы они нам дали информацию о школах ,где в уставе прописана такая форма обучения.
2.Какими документами нам следует запастись, (кроме Договора, закона об образовании)
3.Что делать, если нам скажут, что не в одной школе, в Уставе не прописана такая форма обучения.
4.Где должно быть зафиксированно, о методах и сроках проведения промежуточной аттестации, в договоре или еще где нибудь. И кто это решает, как часто будет проводиться аттестация и в каком виде.Что делать, если администрация школы будет настаивать, что бы ребенок писал контрольные в классе вместе со всеми, а я хочу, чтобы дома.Можно ли это срвзу оговорить и зафиксировать в договоре.
5.Могут ли у нас потребовать учебный план по каждому предмету. Мы должны его составить, или нас обязаны им обеспечить.
Может кто-то из своего опыта посоветует, как нам начать этот путь, буквально по-шагово. Что сделать в первую очередь, что во вторую и т.д.
Хочется избежать бесполезного трепыхания и пройти этот путь с наименьшими потерями, при этом не настроив, администрацию школы и РОНО против себя.Может посоветуете, чего не следует делать, каких избежать ошибок.
Мы будем рады любому совету. Заранее всем благодарны.


irina_markeeva

Пользователь
Re(1): Вопросы из Вологды
00:17:11 19 Февраль 2008
[ Профиль ]
Здравствуйте, Иулиания!
Рада приветствовать Вас.
Красивое имя. И странное.
Ситуация у Вас с одной стороны простая, с другой сложная. Я думаю, все будет хорошо. Дипломатия выиграла не одну войну, и даже не начавшуюся.
Оглядываясь на свой опыт и наблюдая за другими людьми, которые также трепетно и ответственно относятся к своим детям, могу составить приблизительную программу действий.
Вашу ситуацию я поняла так: дочке примерно 6-7 лет, в школу нужно поступить в сентябре 2008 г.
Ситуация в Вологде может быть разной: либо уже есть семейники, либо нет. Первый вариант предпочтительнее. Когда хотя бы один человек довел ситуацию обучения своего ребенка до логического завершения, т.е. договор со школой о семейном образовании подписан, то можно идти тем же путем. Здесь могут быть подводные камни.
1. Найти этого человека может оказаться очень трудно. Даже если Вы нашли семейника, то не всегда его путь Вам подходит. Например, если администрация школы по той или иной причине настроена все-таки негативно.
2. Всегда есть дети-спортсмены, дети-музыканты, дети военных, геологов, которые вынуждены в силу обстоятельств учиться вне школы. Почти в любой школе такие случаи есть. Эти дети тихо учатся без оформления, потому что имеют непреодолимые обстоятельства, а школа сама не выражает рвения как-то ситуацию приводить в правовое русло.
3. В любой школе возникают моменты, трудные случаи, когда ребенок по той или иной причине, обычно из-за конфликта с учителем, временно не посещает школу. Эти случаи замалчиваются. Если у родителей хватает силы услышать ребенка, то ребенок восстанавливается вне школы и после реабилитации возвращается в школу, которая со своей стороны пытается сгладить острые углы и нивелировать проблему. Период обучения такого ребенка дома может быть достаточно длительным – это зависит от серьезности ситуации.
Сделаю вывод: жаль, но факты говорят сами за себя, в ситуации, когда Вы приходите в школу с «большим мешком Деда Мороза», а оттуда вместо подарков достаете «сюрприз» в виде семейного обучения, то у администрации школы и учителей это вызывает раздражение. Далее следует логичное поведение – избавиться от Вас под любым предлогом, конечно, после добродушной беседы о потерянных радостях школьной жизни.
Базовый совет: «не сжигайте за собой мосты».
Это моя принципиальная позиция. Она основана на моем мировоззрении – я миролюбивый человек. Любую проблему можно решить цивилизованно и конструктивно. Чтобы тебя услышали не нужно кричать, полезно даже говорить тише, сохраняя при этом твердость. В контактах со школой и другими инстанциями позиция соратников беспроигрышная. Девиз: «Мы делаем одно дело!»
Теперь по порядку вопросы:
1. В школу по месту жительства. При типовом уставе школы обычно семейная форма указана.
Полезно иметь поддержку в лице директора школы, поэтому поищите дружеских контактов через знакомых с любым человеком из системы образования, который вас внимательно выслушает и поможет. Результатом этого общения могут быть рекомендации других школ и людей, преданных своей работе полностью.
2. Каких-то специальных документов для семейного образования не нужно. Нужна твердая позиция.
3. Очень трудно в уставе школы прописать отсутствие семейной формы. Чтобы такая формулировка попала в устав, она должна иметь основание. Если устав типовой, то нечего волноваться.
4. Я знаю, что в Москве начальные классы пишут контрольные дома, а в школу их просто сдают. В других городах не удается это применить. На начальном этапе важно получить статус «семейника», затем будете решать вопросы по аттестациям. Это уже можно делать в рабочем порядке. Приоткрыв немного этот вопрос, скажу, что в школе составляют локальный акт, где и будет описана вся процедура аттестаций.
5. Нет. Добрая воля учителя помочь вам в этом вопросе. По своему опыту скажу: чем быстрее Вы проявите свою независимость от учителя, тем проще вам будет сотрудничать. Крайний вариант: учитель потребует подробной отчетности – вот и почва для конфликта.

Подробно наш путь описан здесь.
http://www.familyeducation.ru/?module=articles&c=Rights&b=4&a=8

Жду новых вопросов. Пусть, Иулиания, Вас не пугает их количество. Все так и должно быть.
Успехов!

Angelika

Модератор
Re(2): Вопросы из Вологды
03:16:05 19 Февраль 2008
[ Профиль ]
Здравствуйте,Иулиания! Если Вы твёрдо решили вступить на этот путь и обучать ребёнка в семье,то надо быть готовым к тому,что не всё может быть так просто и гладко,как хотелось бы.И тут придётся выбирать:или благополучие ребёнка или "интересы" школы.Хочу привести в пример такие слова:"...нам надо, чтоб нас рассудили. Не отправили, направили, пообещали, предложили другое и перенаправли, а оформили нужное. Это надо свято помнить и добиваться нужного, а не удобных чиновникам компромиссов. Даже если они и дружелюбно настроены, удобное им не есть удобное нам, себя придётся отстаивать." Набирайтесь терпения и твёрдо стойте на своей позиции.

Иулиания

Пользователь
Re(4): Вопросы из Вологды
16:14:43 19 Февраль 2008
[ Профиль ]
Спасибо всем большое за ответы и за теплые слова. Вообще-то меня зовут Ольга. А Иулиания это имя во крещении моей 6-ти летней дочки, а так она Ульяна. Но нам очень нравится это имя поэтому мы часто и его употребляемsmileА на форуме обычно сложно подобрать себе ник, обычно все заняты, т.ч. Иулиания у меня беспроигрышный вариант.
А по поводу семейного образования еще пара вопросов. Можно ли уже сейчас начинать зондировать почву по этому вопросу и идти в школу к директору. Или пока рано ворошить это осиное гнездо, и идти в мае, когда все в массовом порядке пойдут записывать своих детей в школы.Так сказать под шумок. Нужна ли медицинская справка при такой форме обучения, или это на усмотрение администрации, могут потребовать, а могут и нет.

irina_markeeva

Пользователь
Re(5): Вопросы из Вологды
18:52:15 19 Февраль 2008
[ Профиль ]
Здравствуйте, Ольга!
Конечно, зондировать почву нужно, чем Вы сейчас и занимаетесь. Продолжайте собирать информацию.
В школу можно пойти в мае. Заранее я бы никого предупреждать не стала. Вы хозяин положения и все можете решить сами. НапИшете заявление в сентябре, и будете учиться спокойно дома. А пожурить нерадивого родителя в школе первое дело и неважно заранее Вы пришли, вовремя или поздно.
При приеме в школу просят принести стандартную справку. Тут не вижу особых препятствий. ?
Сейчас я бы следовала поговорке «готовь сани летом». Главное, на мой взгляд, потратить оставшееся время на ориентацию в море учебных пособий. Можно купить тестовую книжечку для дошкольников – узнать как у ребенка с подготовкой. Ульяна с удовольствием поиграет в тесты. И Вам картина станет понятной. Сегодня, Ольга, Вы еще новичок. А через год уже будете консультировать молодых мамочек и давать рекомендации по обучению детей дома. Начинайте прямо с себя и сегодня.
Скажу по секрету: это мое любимое дело. И Вам желаю увлечься обучением и наслаждаться этим. Не теряйте ориентиры. Для меня и моего сына главное учение с удовольствием! smile
Успехов!

Иулиания

Пользователь
Re(6): Вопросы из Вологды
22:06:21 19 Февраль 2008
[ Профиль ]
Ирина, я вам очень благодарна за советы. Как говорится мы сейчас на перепутье, не знаем за что взятся, с чего начать. Поэтому для нас сейчас важна каждая мелочь. Может, вы конкретно порекомендуете какую-то литературу. Чем в первую очередь запастись, какие учебные пособия или методички для начальных классов нам могут понадобится. Может авторов каких-то посоветуете.

irina_markeeva

Пользователь
Re(7): Вопросы из Вологды
07:25:15 20 Февраль 2008
[ Профиль ]
Можно прямо сейчас начать заниматься по Царевой. Подготовка к чтению.
Это в теме Обязательно ли маме не работать....

По развитию речи есть отдельная тема.

На сайт Леонида Некина сходите. Там хорошие прописи. Но прописи еще нужы и крупные. Я для Вас постараюсь подобрать.

Математика. Тоже посмотрите ниже по темам. Гульнара рекомендовала
палочки Кюизинера

Книги Сухина - у него на сайте избранное размещено.
http://suhin.narod.ru/index.htm
Здесь математика и шахматы.

На сайте есть подборка интересных ссылок - не пропустите.
Весь наш форум только этому и посвящен.

Посмотрю для Вас тесты для дошкольников.

Приведу пару книг, которые можно начать читать родителям:
Левин Вадим Александрович "Когда маленький школьник становится большим читателем"
Граник С.М., Бондаренко, Концева "Дорога к книге", "Как учить работать с книгой"

Выбор материалов сейчас огромен.
Соболева О. Букварь.
Посмотрите тетради из серии "Автоматизация навыка"
Можно остановиться на тетрадях Зак "Интеллектика"
еще математика "Примеры" Узоровой и Нефедовой.

Читать вам по возрасту можно:
Валентин Постников "История про Карандаша и Самоделкина" около 50 историй
Ирина Токмакова "Может, ноль не виноват", "Аля, Кляксич и буква А"

ДА, вот еще: Житомирский, Шеврин "Математическая азбука"

Марьяна Михайловна Безруких "Ступеньки к школе"
Москва: изд=во Дрофа 12 тетрадей, книга для педагогов и родителей, конспекты занятий

Серия: "Академия дошкольного развития"
Москва: изд-во Эксмо
Соколова "Тесты на готовность ребенка к школе"

Успехов!

Иулиания

Пользователь
Re(8): Вопросы из Вологды
09:22:15 20 Февраль 2008
[ Профиль ]
Дорогая Ирина, спасибо Вам огромнющее. Вы нам очень помогаете! Теперь можно не с пустыми руками идти в книжный магазин, штудировать имеющуюся там литературу. Прописи уже скачала. А палочки Кюизинера у нас есть, давно покупала, дочка уже почти половину растерялаsmileМне самое главное заинтересовать Улю заниматься по тетрадям, она это не очень любит. Устно считать и решать примерчики она очень любит, а вот записывать эти примерчики в тетради ей не очень нравится. И читать она уже может, но никак не хочет. Читает только заголовки рассказов, вывески и т.д. А я боюсь настаивать, как бы совсем не отбить охоту к чтению.sad

Admin

Администратор
Re(9): Вопросы из Вологды
12:23:29 20 Февраль 2008
[ Профиль ]
Очень Вам рекомендую на нашем сайте раздел "Вопросы и ответы" Потому что вопросы новичков почти обычно одни и те же.
Вот только малая часть, на которую там есть ответы:
Как оформить ребёнка на семейную форму обучения?
Существует ли узаконенный перечень документов по организации семейного образования или могут быть варианты?
Возможный комплект документов по организации семейного образования
Обязательно ли заводить персональный журнал для учащегося-семейника или можно учитывать его успеваемость в общем классном журнале?
Нужны ли протоколы аттестаций и, если да, то по какой форме их составлять: на каждый предмет? на каждый зачет?
Что прописывать в приказе, регламентирующем аттестацию учащегося, и существует ли утвержденное положение, определяющее, в какой форме и с какой периодичностью должна проводиться аттестация в частности в начальной школе?
Как проводится итоговая аттестация детей по таким предметам, как ИЗО, труд, физкультура, музыка?>
На основании каких законов в настоящее время я имею право обучать ребенка без обязательного посещения школы, в семье?
Когда оформляются все необходимые документы по поступлению в школу на семейную форму образования?...
.........
Там, например, был вопрос: "Когда оформляются все необходимые документы по поступлению в школу на семейную форму образования? Беспокоит то, что прием документов в школы заканчивается в конце мая, а определенности у меня пока нет?"
Ответ: Организация семейного образования основывается на местном законе. В апреле-мае из школ в Управление образования подается предварительная отчетность. Самый поздний срок, когда передаются документы в школу — это 6 сентября. Тогда из школы в Управление образования подается «ОШ» — «отчетность школьная». До этого времени нужно быть зачисленным в школу.
Очевидно, Вам надо узнать местный, т. е областной закон в департаменте образования.


irina_markeeva

Пользователь
Re(10): Вопросы из Вологды
14:49:01 21 Февраль 2008
[ Профиль ]
Ольга, я очень рада, что Вас заинтересовала литература. В нашем деле этот неподдельный родительский интерес передается ребенку, он чувствует, что занимается трудным, но интересным делом.

По этой теме я хочу привести басню Леонардо да Винчи "КРЕМЕНЬ И ОГНИВО":

Получив однажды сильный удар от огнива, кремень возмущенно спросил у обидчика:
- С чего ты так набросилось на меня? Я тебя знать не знаю. Ты меня, видимо, с кем-то путаешь. Оставь, пожалуйста, мои бока в покое. Я никому не причиняю зла.
- Не сердись попусту, сосед,- с улыбкой промолвило огниво в ответ.- Если ты наберешься немного терпения, то вскоре увидишь, какое чудо я извлеку из тебя. При этих словах кремень успокоился и стал терпеливо сносить удары огнива. И, наконец, из него был высечен огонь, способный творить подлинные чудеса. Так терпение кремня было по заслугам вознаграждено.
Сказка сказана для тех, кто поначалу робеет в учебе. Но если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок.


Эта басня меня всю будоражила. Не хотела я быть огнивом. Резали слова «стал терпеливо сносить удары огнива». Потом я поняла, что главные слова в этой басне «кремень УСПОКОИЛСЯ». Он доверял огниву.
Строить отношения с ребенком так, чтобы он тебе доверял, а ты доверял ему. Ох, как это трудно. С одной стороны обсуждать разные секретики и тайны, с другой быть требовательным и ограничивать нежелательные проявления поведения. С одной стороны вести ребенка в развитии по собственным родительским ориентирам, с другой не передавить и дать реализоваться собственно ребенку, его внутреннему сценарию. Как нам хочется, чтобы наши требования и приказы немедленно исполнялись. С некоторых пор мне хочется не прослушать то, что мой ребенок мне говорит.

Admin

Администратор
Re(11): Вопросы из Вологды
15:54:00 21 Февраль 2008
[ Профиль ]
Зайдите еще на сайт "Папа Карп"- Сайт Алексея Карпова для педагогов, родителей, учащихся и всех-всех-всех. Копилка опыта папы, выучившего своих детей. Эта ссылка у нас в рубрике "Ресурсы о семейном образовании".

Иулиания

Пользователь
Re(12): Вопросы из Вологды
22:56:10 21 Февраль 2008
[ Профиль ]
Admin: спасибо большое за интересную ссылку, очень познавательно. Нам интересна любая информация по этой теме. Главное дочка настраивается на домашнее обучение. Мы с ней об этом серьезно поговорили и спросили ее мнение по этому поводу.Описали все плюсы и минусы. Так она подумала и выбрала дом.smile

irina_markeeva

Пользователь
Re(13): Вопросы из Вологды
10:58:43 22 Февраль 2008
[ Профиль ]
Ольга, как и обещала, пишу о прописях.
Эта тема мне очень важна.

Мой сын относится к тем детям, которые не пишут. Во всех смыслах. Он готов многое и даже очень большое количество многого делать устно. Условие одно – не писать. Любое упражнение из учебника требует обоснование. А Роме уже исполнилось 12 лет. Наивно думать, что все можно изменить. С этим придется считаться. (Относительно чтения примерно такая же ситуация, но об этом в другой раз.)

Еще одно отступление. Рома заканчивает шестой класс и это второй учебный год на семейном обучении. Он окреп и почувствовал учебный процесс, теперь он хочет брать все в свои руки. Это здорово, к этому мы и шли. Только не учли, что маме сделать это трудно. Хочется контролировать, указывать, а приходится просто помогать, когда попросит, подобрать методичку, тесты, самоучитель, дополнительную литературу и проверить выполненное по истечении недели, выслушать ответы на итоговые вопросы, выявить пробелы и ошибки. Уже отданы в самостоятельное изучение предметы: история, география, биология, обществознание. С недавних пор математика в борьбе перешла в руки сына. Поурочные планы встали во главу математики вместо строгого родителя. Теперь сын решает сам, какой будет темп, на какое задание уделить больше времени, чтобы тщательно подготовиться к контрольной работе. А как светятся глаза у всей семьи, когда при подведении итогов недели мы соглашаемся: «Выполнил, справился, сдал». Вчера были самостоятельные пробные уроки русского языка. Я стояла до последнего, чтобы русский мы делали вместе. Но Рома так аргументировано подвел меня в разговоре к выводу, что такой шаг неизбежен и я сдалась. Одна из причин: «Мама, я даже выше тебя ростом!» Что тут скажешь – уже выше! Хорошо, что мы пользуемся развернутыми методиками русского языка. В плане урока стоит не только порядок выполнения упражнений, но и дополнительные лингвистические тексты и даже подача нового материала с разбивкой на слова учителя и вопросы к ученикам. Пожалуй, без методики я бы оставила русский на совместное изучение. Отвоевала себе пока сочинения с элементами развития речи, хотя они тоже очень подробно расписаны в поурочных планах.
И конечно, диктанты.

Вернемся к прописям.
Здесь я хочу привести некоторые хитрости, которые мне пришлось изобрести, чтобы мой ребенок все-таки хоть что-то писал. И сейчас я могу сказать, что объем, написанного день за днем понемногу растет. Скоро будет освоена до приличной скорости клавиатура компьютера и постепенно сын перейдет на печатные тексты. Но это позже.

1. Необходимо иметь и постоянно пополнять разнообразный запас: ручек (разного цвета, чернил, конструкции), карандашей, резинок, линеек, тетрадей, блокнотов, фломастеров, мелков, пастели. Не забыть об играх с участием ручек, например, спирограф, волшебный фломастер, сказки-головоломки, какуро, почтовый ящик. Поход в канцелярский магазин может также захватывать, как дальнее путешествие.
2. Не надо понимать письмо узко. Пишем мы не только в тетради по русскому языку. Пишем мы карандашом в учебнике, вставляя буквы, на полях решаем примеры математические, в методичке заполняя таблицы правил, в прописях и не одних подставляя палочки, буквы, птичек, в дополнительных тетрадях к разным учебникам, решая интересные головоломки и вписывая ответы. Соответственно, если мы разнообразим работу, то сопротивление ребенка будет меньше.
3. Сейчас у сына есть ОСОБАЯ ручка. Она очень дорогая. Даже первое время хранилась в футляре. К ней он испытывает уважение и трепет. Ее можно использовать для особо ответственных работ: сочинений, эссе, контрольных, диктантов. Она появилась, как «папина ручка», но после реакции сына была передана ему со словами «ты оправдаешь наше доверие».
4. Нет никакого запрета на использование тетрадей. Тетради нужны разные. В клетку, линейку, с наклоном, без, без разлиновки – чистые, фактура бумаги – обычная, толстая, лощеная, белые и цветные страницы, формат – огромный, большой, обычный, малый, оригинальный, оформление – в мягкой обложке, в толстой, в твердой, строгие, детские. Разрешено брать их любое количество и под любую игру или творчество. Поначалу в каждой тетради не написано и пары строк, но четко сформулировано на обложке, то, что должно быть в ней. С каждым годом объем записей будет увеличиваться. Иногда это страничка, а потом уже и пара страниц. У меня был шок, когда мой сын этим летом всю ночь что-то писал под светом настольной лампы, а утром я увидела исписанную густо в каждой клеточке тетрадь, и удовлетворение, и гордость от творчества в опухших от недосыпа глазах Ромы. Это он усердно писал огромные правила своей новой настольной игры.
5. Еще у нас есть несколько особых тетрадей. Ежедневник – для планирования (лучше без разметки дат, но с разметкой времени на день). «Толстая тетрадь» - самая важная, куда можно записать или прикрепить информацию на память (телефоны, коды игр, стихи, спайдермены, наклейки). Блокнот-дневник или «книга моей жизни» она тоже может оформляться время от времени, но самостоятельно.
6. Иногда у нас из конструкторов появляются почтовые ящики для обмена письмами и письменными признаниями в любви. Инициатива всегда исходит от Ромы. Я подхватываю эту идею, чем чаще писать, тем больше ответов получишь.
7. Несколько раз в год Рома устраивает «платные» домашние концерты (когда его финансовые дела оставляют желать лучшего). Непременные атрибуты фортепианных выступлений билеты, которые он пишет заранее.

irina_markeeva

Пользователь
Re(14): Вопросы из Вологды
11:01:20 22 Февраль 2008
[ Профиль ]
У нас не получилось заняться почерком в отведенное школьным планом время. Приведу пример. В первом классе учебник математики Петерсон построен великолепно. Задачи уже оформлены, нужно только в отдельные пустые клеточки вписать ответ. Один разворот на один день: на урок и домашнее задание. Каждый день необходимо было заполнять ОДНУ строчку тупо палочками или цифрами внизу страницы. Рома это добровольно никогда не делал, да и с уговорами не получалось. С письмом та же ситуация. «Зачем это писать? Это не нужно!» В результате только к лету после пятого класса он созрел. А подтолкнула его такая мысль: если учитель при проверке сочинения видит плохой почерк, то субъективно ставит оценку чуть ниже, чем мог бы, если бы сочинение легко читалось и буквы были одна к одной.

И вот в благостной обстановке загородной жизни при пении птиц и прохладе летнего утра мой сын осознанно занимался каллиграфией. Как и в любом другом деле, мы составили недельный план и придерживались его. Вот тут мне и пригодились те прописи, которые были закуплены для начальной школы. Часть их мы использовали для подготовки к школе, другие были подобраны для работы летом после первого класса, а много прописей так и осталось с чистыми страницами.
Просматривая эти тетради видно, что все задания на закрашивания мой сын игнорирует или видоизменяет: закрашена только малая часть, чтобы было просто понятно каким цветом должен быть предмет или использует редкую штриховку.
Здесь я укажу только те прописи, которые были составлены удачно и очень нам помогли. И которые мы использовали дополнительно к школьной программе. Сейчас очень мало времени отводиться в программах на занятия по постановке письма – сразу переходят к русскому языку. Для моего ребенка ни тот, ни тот вариант не подходил. И писать он не хотел, и русский его еще больше запутывал. Здесь у меня нет четкой позиции. Приблизительно могу сказать, что только игровыми заданиями с логическим элементом можно Рому было заинтересовать. Да и сейчас его предпочтения не изменились.

1. Пропись. Н.А. Федосеева Учусь читать и писать. В трех частях.
Часть 1. От рисунка к букве.
Часть 2. От буквы к слову.
Часть 3. От слова к сказке.
Мы использовали только первую часть. Остальные части мне не удалось купить.
Эта пропись долгожительница. Изучали мы ее в три периода. До школы, летом после 1 класса, летом после 5 класса.
Очень хорошее учебное пособие. Особенно подходит младшим детям. Занятие расположено на одной странице. Методически продумано. Нагрузка рассчитана с постепенным нарастанием. Задания интересные. Присутствуют стихи. Для Ромы хороши приемы: дорисуй картинку по точкам. Раскрашивания он игнорирует, косые палочки на линейке тоже, а это немного другой вид работы – для него оказался приемлемым. Используя разные ручки, карандаши страница получается красочной. Удивили задания, начинающиеся чуть позже: на строках расположены стилизованные птички, листики, плоды, посуда – тематика разная. Обводи по точкам, позже – добавь элементы. Ребенок начинает чувствовать линию, привыкает к ней. «Одна птичка синяя, другая – черная, нет плохо, следующую птичку сделаю желтой и ручкой с мерцающими чернилами!» Удачно проработан раздел перехода к буквам. Это единственное пособие, которое позволило нам разобрать структурные элементы буквы без долгого их прописывания. Четко дана схема движения ручки – слитное написание – Рома этот способ предпочитает. На одном занятии разбор одной буквы - единообразной (если строчная буква отличается начертанием от прописной, то она сдвинута в другое занятие). Другой большой плюс: даны разъяснения и задания в трех масштабах. Разбор – огромные буквы, тренировка – средний размер, закрепление в словах – на обычных тетрадных линейках.
2. М.М. Безруких, М.И. Кузнецова Письмо. Рабочая тетрадь 1,2 к учебнику «Чтение и письмо» для 1 класса.
Учебником мы не пользовались, а прописи хороши. Тоже к этим тетрадям обращались дважды: летом после первого класса (освоили только 8 уроков) и летом после 5 класса (прошли уроки с 9 до 58, всего 72 урока).
Подробнее о методике.
Прописи крупные двух масштабов: очень крупные и крупные. Здесь разобран прием письма с отрывом, но Рома быстро их подстроил под себя и писал, не отрывая руку. Скажу, что сын работал с увлечением, но делал все, как считал нужным. Большой плюс – размещено много текста в пример, а самостоятельной работы минимум. Задания я давала такое. Обвести любой ручкой, любым цветом все буковки (если для примера показано несколько буковок одинаковых, то Рома обведет только одну букву – я смирилась) и текст, дописать хотя бы по разу буковку или элемент рядом (не подряд буковки! на всю строку - это вызывает протест), вписать недостающие буквы. Далее в обычной тетради делала разлиновку карандашом (к концу лета разлиновка уже не требовалась). В эту тетрадь надо переписать все в реальном масштабе. Объем небольшой. К концу лета в этой тетради было исписано 4 листа с двух сторон. Парень у нас настойчивый и самоотдача высокая, но все это пришло не сразу. (Начинали реализовывать грандиозные проекты с самостоятельных домашних заданий от логопеда в шесть лет.) Понравились задания на освоение печатных букв на рабочей строке (в этой прописи их минимально). Ребенок, рассматривая начертания, сразу понимает, что такое наклон. Отдельно напишу про разметку в этих прописях, раньше я этого приема не встречала. Каждая рабочая строка независимая и имеет еще три ограничителя. Поясню: если мы пишем в тетради в широкую линейку, то хвостики буквы «у» будут путаться с нижними буквами «в». Этот прием очень помог.
- верхний ограничитель – для прописных букв и букв с верхними хвостиками
- средний ограничитель – для строчных букв
- сама рабочая строка, на которой стоят все буквы
- нижний ограничитель – для нижних хвостиков
3. М.М. Безруких, М.И. Кузнецова, У.Э. Кочурова Грамота. Рабочая тетрадь 1,2,3 к учебнику «Грамота» для 1 класса.
Учебником мы не пользовались, применяли 2 и 3 тетради (первая тетрадь мне показалась сильно простой). С этими тетрадями работали только летом после первого класса. Прошли не все, а только выборочно.
Подробнее о методике.
Плюс: много заданий на соединение точек в ритмичных узорах, по пронумерованным точкам, по клеточкам повторить фигуры. Эти тетради представляют собой микс математики и письма. Хорошо разобрана структура цифр. Не надо писать строчки одних и тех же чисел. Даны простейшие задачки в рисунках. В пустых клетках вписываем ответ или решение. Основательно построено изучение печатных букв, сравнение с элементами письменных. Разные масштабы. Эти тетради рассчитаны на 110 уроков. Из них полностью мы освоили, начиная с начала второй тетради уроки 31-39. Далее только логические упражнения игнорируя задания на начертания букв.
4. Л.Я. Желтовская, Е.Н. Соколова Дидактический материал к урокам чистописания. 2 класс. Москва: Просвещение, 1987 г
Не помню, как ко мне попала эта пропись. Она маленького формата. Отпечатана она на плохой бумаге, но внутри это клад. Вся тетрадь исписана примерами идеальным почерком. Нет свободного см. Начинается с узкой линейки с наклоном – почерк крупный, четкий. Далее следует широкая линейка – почерк мельче. Далее листы в клетку – отработка цифр и других математических знаков (писать красиво ответы к задачам тоже нужно учиться на разлиновке в клетку). Есть отдельная страница соединений букв на широкой линейке. Заканчивается связными текстами. Объем 48 страниц.
Сейчас (6 класс) перед началом урока русского языка мы обводим пару строчек в этой прописи или отдельные буквы по прописям Некина. Закрепляем почерк.
Для меня так и осталось загадкой почему в младшем школьном возрасте ребенок отказывался заниматься письмом, а перейдя в среднее звено школы принял этот процесс, как интересное дело и даже посвятил ему часть своих заслуженных каникул. Которые, кстати, и так были заполнены до отказа другими дополнительными занятиями.

Кому нужны фотографии прописей, могу поснимать. Может привести в какой- то удобный формат для распечатки. Здесь надо подумать.

Еще не затронула пару запланированных тем. Это только после выходных. Три дня меня не будет – отправляемся кататься на лыжах.

Успехов!


Olga_L

Пользователь
Re(15): Вопросы из Вологды
13:35:46 22 Февраль 2008
[ Профиль ]
Нам очень понравились эти прописи http://neki...ru/e21.htm.
Там есть еще и просто пустографки, в которых можно писать что угодноsmile

Иулиания

Пользователь
Re(16): Вопросы из Вологды
16:02:55 22 Февраль 2008
[ Профиль ]
Ирина, просто не знаю как Вас благодарить! Так все подробно расписали, рассказали и пояснили!preved Никаких методичек не надо, можно пользоваться вашими пояснениямиsmileВ магазин пойду с распечаткой вашего сообщения. Спасибо Вам большое, что тратите столько времени на нас неразумных.Низкий Вам поклон thank_youи Храни Бог Вашу семью!

Иулиания

Пользователь
Re(17): Вопросы из Вологды
12:51:56 23 Февраль 2008
[ Профиль ]
Цитата:
Хорошо, что мы пользуемся развернутыми методиками русского языка. В плане урока стоит не только порядок выполнения упражнений, но и дополнительные лингвистические тексты и даже подача нового материала с разбивкой на слова учителя и вопросы к ученикам.
Ирина, а что это за методики, каких авторов? Я конечно понимаю, что нам это пока еще рано, но хочется на будущее знать, на всякий случай. Меня больше всего волнует именно преподавание русского и математики. У меня педагогич. образование: химия, биология, география. Поэтому за эти предметы я не беспокоюсь, ну сюда же и физику можно отнести. Думаю муж возьмет на себя историю и частично литературу. А вот иностранный яз., мы ни бум-бум, да и русский основательно подзабыт.Тут самим бы вспомнить, а уж как ребенку доступно и интересно его преподнести, даже не представляюsadЕсли только по уже разработанным методикам, желательно по урочным.Тоже самое и с математикой, но здесь мне кажется, будет несколько проще.

kate

Пользователь
Re(18): Вопросы из Вологды
00:16:30 26 Февраль 2008
[ Профиль ]
Цитата:
Нам очень понравились эти прописи http://neki...ru/e21.htm.
Там есть еще и просто пустографки, в которых можно писать что угодно
Прописи эти мне тоже понравились, а вот рекомендуемая Некиным ручка Stabilo point 88 - нет, дети очень медленно еще пишут, она очень течет при этом, получаются одни чернильные лужи...

Иулиания

Пользователь
Re(19): Вопросы из Вологды
09:14:37 26 Февраль 2008
[ Профиль ]
Цитата:
Прописи эти мне тоже понравились, а вот рекомендуемая Некиным ручка Stabilo point 88 - нет, дети очень медленно еще пишут, она очень течет при этом, получаются одни чернильные лужи...
А мы как-то на ручках не зацикливаемся, у нас пишет чем угодно,гелевыми, шариковыми, карандашами , фломастерами. Мы и навязвать боимся, пусть пишет чем угодно, лишь бы писалаsmile

irina_markeeva

Пользователь
Re(20): Вопросы из Вологды
18:54:52 27 Февраль 2008
[ Профиль ]
Цитата:
Прописи эти мне тоже понравились, а вот рекомендуемая Некиным ручка Stabilo point 88 - нет, дети очень медленно еще пишут, она очень течет при этом, получаются одни чернильные лужи...
Как показывает мой опыт эту ручку можно оценить только на лощеной бумаге. На другой бумаге она расплывается. Важно использовать ее при кистевом мышечном зажиме. От легкого прикосновения к бумаге ручка оставляет идеальный след. Другим способом напряжение руки нам не удавалось снять, а капиллярная ручка отлично справилась.
Гелевая ручка для этой цели не подходит, т.к. подача чернил не так надежна.
Stabilo point 88 - это моя любимая ручка. У нее постоянная ширина штриха, цвет она не меняет, не выцветает со временем. Иногда я даже финишно ее использую для акцентов на своих акварелях, хотя бумагу под них применяю стандартную, т.е. большой впитываемости.
Совет: прописи Некина распечатать на хорошей бумаге в специализированном центре, где есть выбор. Можно сформировать блокнот из разных листов по фактуре и плотности - хороший сюрприз для ребенка.

irina_markeeva

Пользователь
Re(21): Вопросы из Вологды
21:06:08 27 Февраль 2008
[ Профиль ]
Цитата:
Ирина, просто не знаю как Вас благодарить! Так все подробно расписали, рассказали и пояснили! Никаких методичек не надо, можно пользоваться вашими пояснениямиВ магазин пойду с распечаткой вашего сообщения. Спасибо Вам большое, что тратите столько времени на нас неразумных.Низкий Вам поклон и Храни Бог Вашу семью!
Здравствуйте, Ольга!

Спасибо. Мне очень приятно принимать благодарности. thank_you
Я, как и любой человек, работаю над собой, скромность желаю в себе воспитать.
Не всегда получается.
Стараюсь следовать строгим нормам, которые еще на Руси, пожалуй, средневековой были сформулированы. Они наполнены настоящей народной мудростью. Из таких нравоучительных сборников более известен «Пчела». Он состоит из поучительных, "наставнических" изречений, выбранных из Священного Писания, из творений античных писателей. Здесь хочу привести одно из менее известного сборника «Менандр», названного по имени древнегреческого драматурга, жившего до н.э.: «Получив добро, помни, а сделав – забудь.»

Перекликается с этой темой притча Дзен. Она так и называется "ДАЮЩИЙ ДОЛЖЕН БЫТЬ БЛАГОДАРЕН"
Когда Сейсецу был учителем Энкаку в Камакура, он потребовал большое помещение, так как то, в котором он преподавал, было переполнено.
Умедзу Сейбей, купец из Эдо, решил пожертвовать 500 кусков золота, называемых рё, на строительство более просторной школы. Эти деньги он принес учителю.
Сейсетсу сказал: "Хорошо, я возьму их."
Умедзу отдал Сейсецу сумку с золотом, но остался недоволен отношением учителя.
Один человек на три рё может прожить целый год, а его даже не поблагодарили за 500 рё!
"В этой сумке 500 рё," - как бы невзначай сказал Умедзу.
"Ты мне уже сказал," - ответил Сейсецу.
"Хоть я и богач, но 500 рё для меня большие деньги," - снова заговорил Умедзу.
"Ты хочешь, чтобы я поблагодарил тебя за них?" - спросил Сейсетсу.
"Ты должен это сделать," - ответил Умедзу.
"Почему должен я?" - спросил Сейсецу. - Дающий должен благодарить."


Можно обратиться к небольшой статье Екатерины Мальчук http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-12098/

Я с удовольствием описываю наш опыт для того, чтобы еще больше разобраться в этом вопросе, в вопросе обучения. Чтобы прислушаться к критике или советам, быть к этому открытым и готовым. Ведь планы большие. И как говорит Игорь Моисеевич Чапковский придет время решать самим, как отчитываться в полученных знаниях перед школой, мы главные учителя для своих детей. На мой взгляд, не то мы у детей спрашиваем на экзаменах. Обычно как. Продиктовали сто вопросов, подготовили сто правильных ответов. Но в жизни все по-другому. Никто не сформулирует проблему, не отберет необходимые данные для ее решения, не предложит список литературы. Поэтому и на аттестациях важно проверять не знание списка имен литературных героев и событий, а понимание незнакомого текста, поступков героев, их мотивов. Соответственно и обучение видоизменится.

В одной из своих недавних записей я ставила для себя много вопросов:

«Сначала мне казалось, что мы Рому забрали из школы слишком рано (какие-то навыки еще не сформировались), потом наоборот, что поздно (как много он бы уже умел при самостоятельной работе). Я спросила: «Рома, когда тебе учиться было легче? В марте-апреле 2007 (первые месяцы обучения дома) или сейчас в январе 2008?» Рома: «Сразу после школы заниматься дома было трудно. Сейчас намного легче. Я научился.» Странно детей учат учиться и не могут научить. Внешний нажим настолько важен, оценка значима, а без сравнения со сверстниками – нет мотивации. Позиция «я лучше всех» бурлит в душе. И вот день за днем очищаешься, освобождаешься. Наступит день и любопытство, и наслаждение от удовлетворенного интереса в чистом виде запоют. Истинная очищенная мотивация, какая она? Истинные чувства от познания, какие они? Сопереживание литературным героям, какое оно без внешнего мусора и помех? Помещая ребенка в небезопасную школьную «обучающую» среду трудно ждать переживаний и нравственных метаний. Ребенок защищается: весь, сжимаясь внутри от муштры, от криков, от шума, от детей, от учителей. Чтобы было понятно, приведу пример. Если вы потеряли работу, и попытки найти быстро замену заработку не увенчались успехом, то пойдете ли в оперу или театр? Нет. Среда перестала быть безопасной – надо выживать. Все высокое оставим на спокойные и благополучные времена. Январь 2008 г.»

Вместо вывода сегодня поставлю многоточие...

gaja

Пользователь
Re(22): Вопросы из Вологды
11:14:41 29 Февраль 2008
[ Профиль ]
Я бы ещё добавила Эриха Фромма : "Мы не можем оставить без внимания такое обучение, которое в высшей степени важно для человеческого развития - обучение посредством простого присутствия зрелого, любящего человека". Одна девочка у нас писала сочинение "что такое Чудо". Два часа она ходила по комнате, задумчиво глядя то в окно, то рисуя картинку. А потом написала одну фразу : "Чудо - это когда невозможное к лучшему" ( 8 лет).winking

Марина К

Пользователь
Re(23): Вопросы из Вологды
14:52:30 29 Февраль 2008
[ Профиль ]
браво

gaja

Пользователь
Re(27): Вопросы из Вологды
21:25:59 06 Март 2008
[ Профиль ]
я бы ещё Василия Розанова процитировала - Сэмюэль Клеменс отдыхает. victory

Диана

Пользователь
Re(28): Вопросы из Вологды
19:59:46 22 Март 2008
[ Профиль ]
Здравствуйте.
Я даже не из провинциального города, а из хутора. Перечитала правовые "вопросы и ответы" и не нашла ответ на интересующий меня вопрос. Поэтому решила задать его здесь: идёт ли педагогический стаж родителю на семейной форме обучения( если у него есть или нет корочки педагога)?
Имеет ли школа право отказать в выплате средств родителям на семейной форме обучения?

Nikifor

Пользователь
Re(29): Вопросы из Вологды
14:15:44 23 Март 2008
[ Профиль ]
Диана, я живу даже не на хуторе, а на березе. Думаю, что за великий труд обучения собственных детей не только стаж должен идти, но и пенсию должны давать, как государственному чиновникуrofl.

gaja

Пользователь
Re(30): Вопросы из Вологды
21:17:43 23 Март 2008
[ Профиль ]
Уважаемая Диана! Никакого стажа не идет. А насчет выплат в провинции - уже много обсуждалось на форуме. Погуляйте - найдете. если коротко - по закону всё зависит "от возможностей местного бюджета". Сельские школы как правило на дотациях живут, поэтому денег у них нет. Я думаю, что детишки у вас будут умные и грамотные - ведь на природе растут.Успехов!preved

Диана

Пользователь
Re(31): Вопросы из Вологды
07:09:29 24 Март 2008
[ Профиль ]
Благодарю за ответ!
Сайт я Ваш читаю, даже кое-что распечатываю для знакомой, которая задумалась о семейном образовании. У меня дочь пойдёт в 1 класс, так она уже читает по слогам, решает примеры на сложение и вычитание до 20, знает немного немецкий и может вязать крючком). Но директор школы вообще не владеет информацией о семейном образовании(. С главой по образовательной части только говорила по телефону - договаривалась о встрече. Был он уже категорично негативно настроен. Думаю, что он тоже мало что знает об этой форме обучения. Так я распечатала в 2 экз. выложенную на сайте выписку из закона для него и школы. А ещё у нас есть весомый аргумент - школа в 8 км, нет дороги и транспорта. Я уверена, что у нас всё получится. Просто я собираю более полную информацию (не только для себя), чтоб сразу продумывать все "непредсказуемые" выпады администрации.

gaja

Пользователь
Re(32): Вопросы из Вологды
18:55:21 24 Март 2008
[ Профиль ]
Диана! РОНО всегда против. Но вы им напойте, что у них в школе станет детей больше, хотя нагрузка на учителя не увеличится, школа будет получать больше денег.А уж вы всегда будете советоваться с учителем...Возможно вам денег и не заплатят, потому что по закону "из возможностей местного бюджета", но зато школу не закроют из-за отсутствия учеников.





Диана

Пользователь
Re(33): Вопросы из Вологды
08:29:02 27 Март 2008
[ Профиль ]
Встреча с начальником по образовательной части по нашему району прошла быстро и по существу. Сказал, что в районе такое не практикуется, что проконсультируется в Управлении и через месяц позвонит. Вообще, неохотно отозвался о нашем выборе "через год Вы будете нуль по программе и мы Вас определим в школу". И у меня и у мужа среднее специальное образование. Потом узнаю, что в мае перестановка кадров у них и его могут снять. Может, и решил тянуть валыну до мая... Хочу официально написать заявление в школу, а как юридически грамотно составить его, не знаю. Может, кто подскажет?

irina_markeeva

Пользователь
Re(34): Вопросы из Вологды
10:41:25 27 Март 2008
[ Профиль ]
Диана! В самом начале вас должны в школу принять, завести личное дело на ребенка.
Затем.
Заявление составляете в 2 экз. Один (зарегистрированный) оставляете себе. Текст заявления простейший.
"Прошу перевести мою дочь ФИ ученицу ...класса на семейную форму обучения. Статья 10 Закона об образовании."



Диана

Пользователь
Re(35): Вопросы из Вологды
18:01:19 28 Март 2008
[ Профиль ]
В школе заявление на первый класс не взяли. Сказали, что слишком рано. И для семейной формы нужно совсем другое писать. Приходите, мол, после изменений и информации от начальника по образовательной части.

irina_markeeva

Пользователь
Re(36): Вопросы из Вологды
19:13:09 28 Март 2008
[ Профиль ]
Диана, нервы себе не мотайте. У вашей сельской школы вообще нет варианта не принять ребенка. Время еще есть - весна и лето. Решение вы приняли, о нем заявили. Начинайте продумывать организационные моменты обучения ребенка в семье. Заставить водить ребенка в школу насильно никто не может и разрешения не водить в школу не требуется.
Успехов!







 


© 2005-2024 Игорь и Валентина Чапковские     
© Все права защищены     
По вопросам использования материалов пишите     
в форму обратной связи > >     
     


Rambler's Top100