Семейное образование
         

Проект Игоря и Валентины Чапковских

Общение и обмен информацией родителей из разных регионов России
 
 
Rambler's Top100
 
 
 
 




Связаться с авторами
Об авторах: И.М.Чапковский.
С вопросами перепоста материалов
и по вопросам сотрудничества
или размещения рекламы
пишите в форму обратной связи




Тема - "Не получается учиться дома (Москва)"

Здравствуйте, гость!

  Форум для родителей-практиков семейного образования
   > Не получается учиться дома (Москва)
[ Новая тема ]

kirill

Пользователь
Не получается учиться дома (Москва)
13:25:46 25 Октябрь 2007
[ Профиль ]
Всем привет! Я уже как-то писал здесь ("Нет мотивации к учебе") и наша история продолжается. Мы получили разные дельные советы и даже были у Чапковского на приеме. Много важного поняли. Но в конечном итоге мы пришли к выводу - наша дочь (8 лет, 3 класс, на семейном обучении) не может учиться дома, потому что ее всё отвлекает. Т.е. у нее даже и есть мотивация к учебе. Но..

Кроме нее у нас еще двое малышей, которые постоянно рядом. И получается, что дочери трудно, чрезвычайно трудно сосредоточиться. Ведь рядом братья-сестры, игрушки, книжки любимые. И ее просто не хватает на учебу. Ведь эта учеба не такая интересная... Особенно математика (тут я ее понимаю), она у нас человек творческий и более гуманитарный.

Как тут быть? У кого-то было что-то подобное??


irina_markeeva

Пользователь
Re(1): Не получается учиться дома (Москва)
09:41:27 01 Ноябрь 2007
[ Профиль ]
Здравствуйте, Кирилл!
Мы на семейном обучении с прошлого года. Сейчас шестой класс. Ребенок у нас один. С такими проблемами столкнулись сразу с первого дня учебы в первом классе. Домашние задания сын мог выполнять четыре часа!!! И было совершенно не важно тихо дома или шумно, есть игрушки или нет игрушек, спешим или времени много. Всю эту ситуацию мы с мужем не воспринимали трагически. Если задуматься, то каждый человек постоянно находится в искушении: поболтать по телефону, отдохнуть, посмотреть телевизор, почитать книгу. И мы всю жизнь продолжаем работать над собой. Учимся своей настойчивости и ведем с самим собой разговор. Ищем внутреннюю мотивацию, внешние рычаги (сроки горят, премия под вопросом). И нет рядом мамы, которая поможет. Каждому это знакомо. Поэтому начало учебы в школе мы посчитали удачным моментом для начала работы с темой «хочу и надо». Результат меня очень радует. За шесть лет у нас отлично получилось изменить ситуацию. Третий год Рома занимается в музыкальной школе. Можно представить объем домашних заданий. Когда я вижу, как он загружен, то предлагаю ему периодически подумать и оставить занятия музыкой, но он так увлеченно этим занимается, что обоснованно убеждает меня в правильности своего выбора. Для меня это награда. Хотя Рома тут же пытается поставить меня с небес на землю и говорит, что музыка для него просто хобби.
Не могу сказать, что сейчас мы получили результат и сидим сложа руки. Каждый день мы оцениваем свое преодоление себя. Обсуждаем это. Сравниваем свои успехи и неудачи с предыдущими периодами. Для такой работы нужно выделить время не только на подведение итогов, но и на планирование.
Еще хочу отметить такой момент. В нашей семье все равны. Все члены семьи имеют одинаково весомое мнение по любому вопросу. Ситуация «хочу - не хочу, надо - не надо» может коснуться любого. И каждый может попросить помощи.
Практические советы:
Первое, что мы сделали, это разделили игровое пространство и рабочее. В своей комнате Рома чувствует себя, как в своем волшебном царстве, территория там личная неприкосновенная. Поэтому было принято такое решение. Так как в учебе может понадобиться помощь любого члена семьи, то для работы над уроками была выбрана территория общедоступная – кухня. Я к этому решению пришла не просто, для меня процесс обучения настолько приватен, что потребовалось некоторое время, чтобы понять и оценить. Но кухня у нас довольно быстро заякорилась и стала настраивать сына на рабочий лад.
Второе. Я дала возможность ребенку самому погружаться и выплывать из состояния «надо, но я не хочу». Здесь все просто. Если есть режим дня, то замечательно. Подходит время математики. Садимся. Обсуждаем. Оговариваем план работы. Приступаем. (Родители выходят) Как оказалось, самое трудное это преодолеть себя и перейти от плана к непосредственному действу. Это целое таинство с самим собой. Как полезно за пару часов дойти до полного состояния безысходности. Родители должны объяснять терпеливо и без зла, что это твоя внутренняя работа – никто не поднимет твою руку и не будет водить ее. Сегодня не удалось тебе договориться с самим собой, а давай посмотрим завтра, вдруг у тебя получится? Именно путем провальных домашних заданий идет рост. И хвалили мы не за красивую цифру, а за маленькую победу над собой.
Третье. Окружение. Постараться не создавать каких-то идеальных условий из лучших побуждений: тишину, отсутствие посторонних, идеальный порядок, отсутствие игрушек и т.д. Никакие причины не могут быть приняты. Нужно садиться и работать. На этой территории все равны и должны как-то приспосабливаться друг к другу. Другого места все равно не будет – мы твоя семья и хотим, чтобы нас принимали такими, какие мы есть.
Четвертое. Очень внимательно слушать ребенка, наталкивать после его жалоб и недовольств на практические пути решения. Я помню, как в первом классе Рома заявил, что будет ходить на продленку. Мне трудно было понять, как можно поменять вкусный обед дома на столовую, домашнюю атмосферу и тишину на шум, казенную обстановку. А потом я поняла, что Рома хотел увидеть, как же другие дети справляются с собой. Это было очень полезно. И всю начальную школу он возвращался к продленке.
Пятое. Делить процесс на маленькие этапы, сначала – на очень маленькие. И получать награду. Приведу пример. Роме задавали по музыке много маленьких произведений отработать. И вот когда с одной пьеской было покончено и надо было переходить к другой, наступал ступор. И я придумала такой фокус: за каждую отработанную пьеску Рома брал лакомство. И все стало легко. (Сладости должны быть желанными и очень маленькими). Через три дня Роме уже не нужны были сладкие помощники.
В заключение хочу сказать, что Рома иногда звонит мне и просит помощи. И я стараюсь перевоплотиться в его второе «я». Удивительные получаются монологи. Вот таким не хитрым путем копилка способов жить с собой в гармонии пополняется.

Olga_L

Пользователь
Re(2): Не получается учиться дома (Москва)
19:08:59 01 Ноябрь 2007
[ Профиль ]
Уважаемый Кирилл,
решила поделиться своим пока не большим опытом. Сразу хочу сказать, что у нас тоже трое детей (почти 6 лет - второклассник, 3,5 года и 6 месяцев). Учится дома, как вы понимаете, старший почти 6 летний.
1. Младших детей на время занятий со старшим с кухни (мы тоже на кухне занимаемся :))) удаляю (поиграть и послушать сказку, поспать, погулять - кто на что способен :))). Пыталась среднему давать рядом свои задания, но старший очень сильно на это отвлекается.
2. Самое главное - выдавить из себя желание впихнуть ребенка по-больше (это как с едой - лучше не докормить, чем перекормить). Мне дается это труднее всего. Наверное, это уже инстинкт из детства - надо успеть сделать, что задано любым способом. НЕ НАДО!!!!. Пусть не все, пусть медленно, но зато без отвращения и с пониманием. Например с математикой, успеваем за неделю пройти только два урока, значит так и будем идти. За год не успеем пройти учебник 2 класса - НИЧЕГО СТРАШНОГО! Прогресс у ребенка вижу, все лучше и лучше считает. Т.е. главное найти тот темп, который ребенку нужен.
3. Да, "засадить за уроки" такая проблема есть (у меня по моим обязанностям, кстати, тоже). Приходится быть настойчивой. НО: если я вижу, что он устал или поругался с братом и расстроен - не настаиваю - проку от таких занятий не будет, лучше отложим, пусть не успеем к сроку.
Если вижу, что просто препирается - действую не педагогично :)))))))): показываю школу во дворе и рассказываю про обязательное 11-классное образование у нас в стране :))))). Еще он стал хорошо понимать на примере 6-ти летней девочки из группы по музыке, которая пошла в первый класс и приходит на урок после 5-ти уроков в школе, домашнего задания и фигурного катания.
4. Мне было очень сложно понять, что после 15 минут занятий по математике пример, аналогичный примеру в начале урок и решенный ребенком без труда, приводит его в ступор. УЖЕ УСТАЛ!! (а я только разошлась :)))). Объяснять дальше - БЕСПОЛЕЗНО! Надо без упреков менять тут же занятие. Мы переключаемся на пару строчек прописей, перед этим можем раз 10 отжаться и попрыгать по кухне :))).
5. Сейчас научилась не важное выкидывать из учебников. Давалось это решение тоже не просто (воспитание....:(().
Может Вам что-то пригодится из нашего микро-опыта :-))).

gaja

Пользователь
Re(3): Не получается учиться дома (Москва)
18:50:01 05 Ноябрь 2007
[ Профиль ]
Очень советую прочитать "Автодидактику" В.А.Куринского. У него свой сайт появился http://post...hology.org/
Там можно найти море рекомендаций по организации учебного процесса, где каждый может выбрать преемлемые для своего ребёнка. Мы в клубе просто адаптируем их под каждого. Помогает, Кирилл. У меня 3 детей с разницей 1.5 и 3 года. Очень даже прикольно. Ничего, справились. Всё будет нормально.

kirill

Пользователь
Re(4): Не получается учиться дома (Москва)
12:35:52 07 Ноябрь 2007
[ Профиль ]
Большое спасибо за советы! Постараемся их переварить. Мы, кстати, тоже пришли к тому, чтобы дочь отделить от малышей -- на кухне! Мы уже почти сдались. И дочь тоже вдруг выдала - хочу в школу, к детям. Мы даже говорили с заучем соседней школы -- чтобы нас взяли на недельку, попробовать, как это будет.

И вот в прошлую пятницу ей предстояло сдавать тесты за 1 четверть (3 класс). Мы очень переживали. По английскому мы отстали сильно, да и другие предметы совсем не идеальны. Много пробелов, как нам казалось. И вот пошли сдавать. В результате английский, математика, литература, окружающий мир - все пятерки!! Англичанка лишь немного поговорила с ней и выдает -- всё, 5. Я говорю: "Как пять??" Она: "А что, вас не устраивает?" Я: "Это действительно 5??" Она: "Ну давайте я еще ее потестирую". Сделали ряд других заданий. Всё равно 5. (Оказалось, она не только не отстала, но и почти что лучше всех в классе говорит).

В общем, мы с женой были в шоке...

Наверное, мы слишком требовательные? Да, нужно многое менять, прежде всего, видимо, в нас самих... :-(

В школе завуч нам тоже говорила, например, что если она пойдет в школу сейчас, то по математике (мы по Петерсону, школа - по Моро) ей там будет нечего делать.

Я дочери говорю - ну и чего ты в школу пойдешь? Ты уже всех опередила наверно на полгода? Она: ну да, тогда не пойду. Сейчас каникулы ей устроили, подарок подарили за успехи и пр. Она довольна, рот до ушей.

С волнением ждем следующей четверти...

Admin

Администратор
Re(5): Не получается учиться дома (Москва)
16:38:26 11 Ноябрь 2007
[ Профиль ]
Очень радостно, что советы участников нашего форума вам помогают, и есть результат... И все-таки - получилось учиться дома.

Гость

гость
Re(8): Не получается учиться дома (Москва)
12:45:03 10 Декабрь 2007
Здравствуйте, Кирилл! Наша история очень похожа на Вашу, так я и попала на этот сайт, ища ответа в интернете, что делать. Моя дочка на семейном обучении со 2-го класса, сейчас 3 класс, 9 лет. Прошлый год прошел не так, как хотелось бы, совершенно не было интереса к учебе. Делала все уроки с неохотой, особенно математику. Сейчас ей 9 лет, и она очень сильно изменилась, теперь она учится для себя, а не для меня, как в прошлом году, сама выбирает, чем займется, что нужно ей доработать. Но все еще часто отвлекается, если оставить ее одну с учебником. Она очень любит читать, увлекается океанологией. Ей нравится учиться дома, но она часто говорит, что хочет быть как все, то есть ходить в школу. Мне бы очень хотелось, чтобы она нашла друзей, которые тоже на семейном обучении. Напишите нам, наш адрес: sharifa_mariam Мы сейчас проходим программу 3-го класса, и интересно бы было обмениваться опытом, ссылками на сайты по темам. Светлана.





 


© 2005-2024 Игорь и Валентина Чапковские     
© Все права защищены     
По вопросам использования материалов пишите     
в форму обратной связи > >     
     


Rambler's Top100