Свободная жизнь Ромы Маркеева
газета "Наше Омское слово", 26 ноября 2008 г.
Вместо класса - собственная квартира, вместо строгих учителей - папа и мама. Вот уже два года тринадцатилетний Рома Маркеев в школу не ходит и занимается на дому. Однако если во всем цивилизованном мире семейная форма обучения довольно распространена, то Омске на такой шаг, кроме родителей Ромы, пока еще никто не отважился.
Разборки не по-детски
Семейное образование получили Лермонтов, Крылов и Тургенев, но Маркеевы, забирая ребенка из школы, вовсе не собирались воспитать из него гения. Ирина Петровна и Михаил Иванович приняли такое решение ради… здоровья и безопасности сына.
– Если бы еще два года назад меня бы спросили об учебе Романа, то я бы ответила, что у нашего сына в школе все в полном порядке и так будет до самого выпускного, - говорит Ирина Маркеева. - Мы с мужем минимально вникали в предметы и оценки, а Рома рос достаточно самостоятельным в школьных делах. У нас даже не было так называемого «синдрома домашних заданий», от которого страдают почти все родители.
Но, к сожалению, уже в пятом классе Маркеевым стало понятно, что дети нынче другие, и порой выясняют между собой отношения довольно жестоко. Иногда дело даже заканчивается больницей. Рома, к примеру, однажды после подобных разборок получил сотрясение мозга, в другой раз – ушиб позвоночника.
- Мальчик совершенно не разбирался во внутригрупповых отношениях, - продолжает тем временем Ирина Петровна. – Учился он хорошо, характер открытый, и пока на начальной ступени за детьми еще присматривала классная «мама», все было более или менее спокойно. Однако после четвертого класса ситуация изменилась, и для ребенка посещение школы стало небезопасным. Чуть позже, когда Рома перешел в пятый, я обратила внимание, что на каникулах у нас наступает прежняя спокойная жизнь - без хамства, без драк, без слез, без травм, без сотрясений мозга, без больниц. И нам с мужем стало понятно, что надо сделать.
Если вы хотите, чтобы ребенок учился с удовольствием, то просто желать этого недостаточно. Если путь обучения вашего ребенка тяжелый и невыносимый, то родители должны взять ответственность на себя и прийти к правильному решению. Маркеевы перевели сына на семейное обучение.
Сядем кружком…
Готовы стать преподавателем для дочери или сына – да ради бога, законодательство позволяет. Все, что нужно - это написать заявление и уведомить школу, что с такого-то дня ребенок переходит на семейную форму обучения, обговорить с преподавателями обязанности учителей и родителей, а также форму аттестации своих чад. Детей же при этом из школы никто не отчислит, они по-прежнему будут значиться в списках своего класса. Вроде бы все достаточно просто, но когда Маркеевы рассказали о своем намерении педагогам, те посмотрели на них непонимающим взглядом и долго пытались отговорить от столь опрометчивого, на первый взгляд, шага. Однако родители Ромы смогли настоять на своем, и теперь паренек занимается дома. За папой закрепили английский язык и точные науки, за мамой – гуманитарные. Правда, деление это очень условное, и родители нередко подменяют друг друга. Ирина Петровна по профессии инженер, но сейчас является учителем Ромы. Ее муж, Михаил Иванович, наоборот, получил диплом математика, но уже много лет трудится в качестве инженера-программиста. Разумеется, многие предметы из школьной программы они уже подзабыли и восполняют эти пробелы, что называется, на ходу.
- Зачем нам вещать у доски, если можно, усевшись кружком, разобрать вместе с сыном тот или иной материал? – говорит Ирина Маркеева. – Со мной Рома будет учить только лишь потому, что он меня любит. С папой же у него конкуренция, и мальчик уже пробует мериться с ним характером: кто кого победит, кто лучше во всем разберется. На мой взгляд, такой подход к обучению куда предпочтительнее традиционного, ведь он позволяет не только лучше освоить тему занятия, но и очень сближает, сплачивает нашу семью.
Не жизнь, а малина?
Уроков в привычном понимании этого слова в домашней школе Маркеевых попросту нет, как нет звонков и даже оценок.
- Оценки и настоящие знания – это разные вещи, - считает Михаил Иванович. – Мы хотим дать сыну образование, а не вгонять его в депрессию двойками. Поэтому когда Рома хорошо занимается, достаточно похвалы, а если где-то отстал, то мягко, не травмируя психику, советуем обратить дополнительное внимание на то, что он плохо усвоил.
Жесткого графика, жесткого расписания занятий, как в школе, у мальчика тоже нет. К примеру, если сегодня по плану значится русский язык, но паренек больше настроен на алгебру, то родители неволить не будут.
- Если хочет, пусть учит формулы, раз у него открылось на них второе дыхание, улыбается Ирина Петровна. – И может быть, в этот день мы с Ромой пройдем всю недельную программу. А русский перенесем на потом, ведь главное вовсе не план, главное – чтобы сын знал предмет.
Однако ребенок остается ребенком, и время от времени Рома начинает капризничать. Впрочем, родители, они же учителя мальчугана, считают, что в этом нет ничего страшного.
- У сына просто срабатывает предохранитель, защищающий его мозг от перегрузки, - считает Ирина Маркеева. – Дети сейчас действительно занимаются на пределе возможностей, и я где-то читала, что рабочий день ученика средних классов составляет не менее шестнадцати (!) часов в сутки. Даже аборигены Амазонии, чтобы добыть себе пищу, трудятся меньше. Мы не враги своему ребенку, и, если вдруг Рома попросит отменить на сегодня занятия и дать ему полежать на диване, то разрешим.
Кто-то скажет, что у мальчишки не жизнь, а малина, однако товарищи паренька почему-то совсем не завидуют своему однокласснику.
- У нас есть общие поурочные планы единой федеральной школьной программы, и мы обязаны их выполнять, - поясняет Ирина Петровна. – Если в один день что-нибудь пропустили, значит, нужно будет потом нагонять. Мы занимаемся днем и вечером, плюс в выходные, оставляя на субботу и воскресенье изучение тех предметов, которые в школе преподают всего один - два раза в неделю. Например, биологию, географию. К тому же, в отличие от своих сверстников, Рому «вызывают к доске» каждый день, так что филонить ему попросту некогда.
Впрочем, это вовсе не означает, что каждая минута «домашнего» школьника посвящена только наукам. В свободное время, когда папа и мама не пристают к Роме с учебниками, он ходит в бассейн, играет в компьютерные «стрелялки», осваивает фортепьяно и не прочь поучаствовать в волейбольных баталиях. А еще паренек дрессирует кота по кличке Кирилл. Мурлыка уже знает команды «Сидеть!», «Ко мне!», «Служить!», «Голос!» и даже «Дай лапу!». А по команде «Умри!» тут же валится на бок и закрывает глаза.
На сыне не экономят
Каникулы у Ромы каждую пятую неделю, отдыхает семь дней. Летом, правда, несколько больше – около месяца. В первых числах июня Маркеевы уезжают на дачу, но даже за городом книги у мальчика всегда под рукой.
- А вдруг сыну захочется почитать Джека Лондона или «пощелкать» задачки? – улыбается Михаил Иванович. – К примеру, этим летом мы занимались с ним физикой, прошли материал, который в школе рассчитан на целых три (!) четверти. Плюс четверть по геометрии, и то потому, что начало этого предмета достаточно нудное для ребенка.
В течение года Роман сдает двенадцать экзаменов, причем не папе и маме, а настоящим учителям. Они же в конце каждой четверти проверяют рабочие тетради мальчишки с конспектами и самостоятельными работами.
- Не для того, чтобы поставить оценку, а чтобы оценить наш с мужем труд, - поясняет Ирина Петровна. – И, если нужно, помочь советом, на что в обучении сына обратить более пристальное внимание.
На семейном национальном проекте Маркеевы не экономят. Микроскопы, химические колбы и реактивы, физические приборы – все это родители Ромы вынуждены покупать за свой счет.
- Государство обещает всем детям бесплатное образование, на обучение каждого школьника из бюджета выделяются деньги, - говорит Ирина Маркеева. – Но до нас они не доходят. Между тем приборы и специальная литература стоят недешево, и мы очень нуждаемся в помощь власти.
…Когда знакомые семейства Маркеевых узнают, что Рома уже два года не ходит в школу, то испытывают состояние шока. А потом начинают расспрашивать: мол, не болен ли, часом, мальчишка? Обыватели до сих пор спорят о вреде и пользе семейного образования и все никак не придут к однозначному выводу. С одной стороны родители уделяют максимальное внимание развитию своего ребенка, с другой же он оказывается оторван от коллектива.
- Насчет оторванности я бы с ними не согласилась, - говорит Ирина Петровна. – Рома ведь не сидит весь день в четырех стенах, он посещает музыкальную школу, общается со сверстниками. А что до семейного обучения… Я считаю, что это не перепоручение ребенка репетиторам, как почему-то думают многие, а организация внутренней семейной развивающей среды - это выстраивание мира взаимодействия между взрослыми и детьми, приглашение ребенка в наш взрослый мир как равноправного участника. И совершенно не важно, кто и где обучает ребенка, главное – чтобы он стал порядочным человеком.
Николай БАСТОГИН
Фото Юрия КАФАНОВА |