Семейное образование
         

Проект Игоря и Валентины Чапковских

Общение и обмен информацией родителей из разных регионов России
 
 
Rambler's Top100
 
 
 
 




Связаться с авторами
Об авторах: И.М.Чапковский.
С вопросами перепоста материалов
и по вопросам сотрудничества
или размещения рекламы
пишите в форму обратной связи




Весь мир – наша школа

Нина Иванова, наш специальный корреспондент

(Полностью статья находится в рубрике "Наше мнение">>>)

Поначалу трудно было сделать вывод, почему ряды участников фестиваля заметно поредели: то ли все сторонники хоумскулинга уже получили ответы на свои вопросы, то ли интерес к нему идет на спад. Но очень скоро стало ясно: альтернативные формы образования по-прежнему привлекают внимание родителей детей самых разных возрастов. Среди участников фестиваля было много новых лиц, а значит, те, кто весной приходил познакомиться с означенной темой, сегодня уже сделали свой выбор, а их место заняли другие новички. При этом география фестиваля расширилась: участники собрались не только из Москвы и Подмосковья. Некоторые из них проделали неблизкий путь, например, из Казани, Калининграда и Риги.

Если же сравнивать содержательные особенности первого (весеннего) и второго (осеннего фестивалей «Весь мир – наша школа», то трудно не заметить: декларативных, ознакомительных выступлений стало гораздо меньше. Зато гораздо шире и глубже обсуждались многие конкретные темы, которые представляют интерес для сторонников альтернативного образования. Причем наиболее активно развивается именно семейное образование. Об этом свидетельствует тот факт, что родители все чаще не только берут на себя ответственность за обучение своих детей, но и создают надежную систему взаимопомощи: большие и маленькие родительские объединения по территориальному принципу, семейные школы, подключаются к работе дистанционных образовательных центров.

Для взрослых и детей в рамках фестиваля вновь было организовано множество мероприятий, презентаций и мастер-классов. Очень много внимания было уделено изучению английского языка. Мастер-классы были рассчитаны на людей разного возраста и уровня знаний. Так, мастер-класс по разговорному английскому языку по методике Валерии Мещеряковой предназначался детям 5-8 лет. На другом мастер-классе родителям ребятишек примерно такого же возраста объяснили, для каких обучающих целей можно адаптировать различные игры и как это сделать. А дети в возрасте от 9 до 13 лет могли познакомиться с методикой обучения английскому языку, разработанной Олегом Мурашовым.

Кроме этого, участникам фестиваля были представлены эксклюзивные математические настольные игры, своим мастерством поделились рукодельницы, умеющие шить игрушки, плести мандалы, создавать поделки из сыпучих материалов, плести косички и так далее.

Прошла презентация книги сказок, состоялось знакомство с медитативными практиками для концентрации внимания детей в игровой форме, работали две детско-родительские лаборатории о возникновении жизни на Земле.

Надежда Фельдман, имеющая собственный опыт как мама и как директор частной школы, провела мастер-класс «Адаптация родителей к жизни с детьми-подростками». На нем родители детей 13 -17 лет получили ответы на сложные вопросы: как развить осознанность и ответственность ребенка, как способствовать выбору профессии, как семья может помочь и сохранить интерес к учебе.

Центральным событием фестиваля стала конференция «Семейное образование. Организация, методы, цели». Открывая ее, один из организаторов фестиваля, автор проекта «Альтернативное образование в России» Алексей Семенычев сказал: «Сегодня наша цель – освещение конкретных методик, которые могут применяться в семейном образовании».

Руководитель проекта «Свободное развитие» Игорь Чапковский, которому был передан микрофон для вступительного слова, адресовал его прежде всего тем, кто только собирается определить детей на семейное обучение. «Для них хочу сказать: это ваш внутренний выбор, и у вас все получится, если этот выбор вы сделаете решительно, –отметил И.М. Чапковский.

– Это достаточно тяжелый труд, поэтому, если колеблетесь – лучше не беритесь, а если решились – не опускайте руки. Вам понадобятся решимость и настойчивость, потому что впереди ждет много всего неизвестного. все обязательно получится. Прежде всего – решимость, потому что много всего неизвестного, самая трудная часть – отношения с образовательной системой».

Затем И.М. Чапковский немного рассказал о том, что изменилось в ситуации с семейным образованием за последний год. «На мой взгляд, главное в том, что оно вновь стало нарастать после спада, который наблюдался в 2013 году в связи с прекращением выплаты компенсаций родителям. В Москве их по-прежнему не платят, хотя есть регионы, которые интерпретировали новый закон «Об образовании» с точностью до наоборот. За этот год я ясно вижу, во-первых, расширение области дистанционного обучения. Для Москвы это очень важно, поскольку исключает транспортную проблему. Думаю, что благодаря дистанционным образовательным центрам многие родители, у которых нет страха перед обучением своих детей, могут ощутить себя эффективными преподавателями, которые имеют постоянный внешний контроль. Большой новостью, порадовавшей меня в этом году, стало наблюдаемое мною событие: объединение трех семей с целью обучения и воспитания детей. Они активно используют ресурсы столичных музеев, а основную образовательную программу преподают детям совместно. За родительскими объединениями, на мой взгляд, большое будущее. Да и отношения со внешним миром, в первую очередь, с общеобразовательной системой, проще выстраивать вместе. По крайней мере – до тех пор, пока возможность обучения детей в семье не станет элементом общественного сознания. Сейчас она встречает сопротивление со стороны чиновников от образования, школьных администраций».

Отдельно Игорь Моисеевич остановился на проблемах, которые приходится решать в процессе воспитания и обучения детей, и на том, какие из них могут решаться в школе, а какие – только в семье. По его мнению, главная проблема – счастье ребенка. «Новое поколение довольно сложно понять, –сказал И.М. Чапковский. –Современные дети считают, что они вправе быть счастливыми. Я это объясняю тем, что изменились материальные условия их жизни. Они одеты, сыты, у них другие привычки и мечты, а школьная система остается все той же. И нигде, ни в одном школьном документе не написано, что цель школы – чтобы дети были счастливыми».

Вторая важнейшая проблема, по словам И.М. Чапковского, – это здоровье детей. Он подчеркнул: «Сейчас дети болеют существенно чаще, чем раньше. И школа об этом практически не заботится, это все равно забота родителей».

И, наконец, третья важнейшая проблема – собственно, само образование, его качество. «Отдавая в школу, вы идете за образованием, но учтите, что при этом вы можете потерять счастье ребенка и его здоровье, – предупредил Игорь Моисеевич.

Упомянул он и другие проблемы – возможно, н такие глобальные, как первые три, но очень актуальные и серьезные, представляющие собой опасности, которые просто нельзя игнорировать. Первая такая опасность: школа не обращает внимания на проблему распространения наркотиков, делает вид, что ее не существует. На самом же деле, эта проблема есть, она весьма опасна, и это надо ясно осознавать.

И вторая опасность, на которой заострил внимание выступающий –проблема компьютерной зависимости. «Она, помимо прочего, приводит к деградации очень важной способности – способности общаться, – напомнил Игорь Моисеевич. – Сам по себе компьютер не является таким абсолютным злом, как наркотики, но проблема есть, и, кроме родителей, решать ее никто не будет».

Те, кто не в первый раз слушал И.М. Чапковского, знают его любимый аргумент в пользу семейного образования: о том, что никто лучше родителей не может знать, как сделать ребенка счастливым. В этот раз он дополнил мысль о счастье, процитировав слова одной сторонницы хоумскулинга, которые она написала в сообщении на сайте http://www....quo;Счастья учить своего ребенка я никому не отдам!»

После вступительного слова И.М. Чапковского начались выступления приглашенных экспертов, осветивших самые разные темы – от собственного опыта обучения детей в семье до знакомства с теми или иными образовательными проектами. В программе конференции было заявлено больше десятка выступлений, и в ближайшее время мы обязательно расскажем о наиболее интересных из них.

(Полностью статья находится в рубрике "Наше мнение">>>)









 


© 2005-2024 Игорь и Валентина Чапковские     
© Все права защищены     
По вопросам использования материалов пишите     
в форму обратной связи > >     
     


Rambler's Top100