Семейное образование
         

Проект Игоря и Валентины Чапковских

Общение и обмен информацией родителей из разных регионов России
 
 
Rambler's Top100
 
 
 
 




Связаться с авторами
Об авторах: И.М.Чапковский.
С вопросами перепоста материалов
и по вопросам сотрудничества
или размещения рекламы
пишите в форму обратной связи




Новые ФГОСы НОО и ООО

Алина Дьякова

Новые ФГОСы начального общего образования (1-4 кл.) и основного общего образования (5-9 кл.)

Новые стандарты, одобренные в ноябре 2019, кардинально отличаются от стандартов 2009-2011 года. В них довольно чётко описано, что должен уметь ребёнок по каждому предмету в конце каждого года обучения.

Большой трудностью для родителей на СО было разобраться в том, какие знания ребенок должен показать на промежуточной аттестации. ФГОСы 2009-2010 гг. не предусматривали таких деталей, они давали очень размытые рамки, и не на каждый год, а только к концу 4, 9 и 11 классов.

Конкретные знания, умения и навыки по закону должны были содержаться только в программах. Но и тут государство не ввело никаких единых норм - создавали эти программы сами школы, защищали их на государственной аккредитации, когда каждую школу проверяли, соответствуют ли созданные ею программы тем самым размытым ФГОСам.

Кажется, что такая свобода - это для нас хорошо. Это позволяло индивидуальный подход. Однако на практике родителей ждал произвол. Те родители, которые умели отстоять свои права, получали ясные и приемлемые требования к аттестации. Ну а остальные - как получится. В сети очень много жалоб на огромное количество тестов, задания, выходящие за рамки учебника и тому подобное.

Похоже, политика сменилась.

Совет по федеральным государственным образовательным стандартам  при Минпросвещения России одобрил новые школьные стандарты с последующей доработкой и утверждением. Пре
дполагается, что они начнут действовать с 1 сентября 2021 года. https://edu.gov.ru/press/1960/sovet-po-fgos-pri-minprosvescheniya-rossii-odobril-novye-shkolnye-standarty-s-posleduyuschey-dorabotkoy-i-utverzhdeniem/


Теперь требования к каждой годовой аттестации будут предусмотрены прямо во ФГОСах .

Что ждет СОшников, которые не хотят аттестоваться каждый год, пользуясь правом на ГИА в качестве экстерна, остается только гадать. Документ ничего не говорит об этом, а Порядок проведения ГИА по-прежнему дает право на ГИА в качестве экстерна. А вот практика отказа от ежегодных аттестаций до 9 класса до сих пор есть даже не во всех регионах. Видимо, страна оказалась не готова взять свободу, которую дали в 90-х. Семейное образование стало приемлемым выбором для существенного числа семей только к году 15, а отказ от ежегодных ПА до сих пор - редкость.

Министр просвещения - сторонник идеи введения единого образовательного пространства (хотя вроде бы это и так всегда провозглашалось?) Новые ФГОСы обвиняют в том, что они будут препятствовать индивидуализации обучения.

Я не вижу в этих документах ничего страшного, наоборот, думаю, всем понравится вот такая норма по чтению для 1 класса:
"читать вслух (использовать слоговое плавное чтение с переходом на чтение словами без пропусков и перестановок букв и слогов) в темпе не менее 20 слов в минуту (без отметочного оценивания), читать осознанно, с соблюдением орфоэпических и интонационных норм (в том числе при чтении наизусть не менее 2 стихотворений)"

Эта норма после отмены единых правил оставалась всегда ориентиром для наиболее благоразумных учителей. Но, к сожалению, многих детей заставляли стремиться читать со скоростью и 60, и 80 слов в минуту, угрожая оставить на 2 год, хотя выполнить эту угрозу, они, конечно, не смогли бы - закон это запрещал.

Для понимания, как выглядят новые ФГОСЫ, приведу отрывок из ФГОСа НОО по математике за первые 4 года обучения в начальной школе.
(текст взят отсюда http://www.consultant.ru/law/hotdocs/59803.html
когда напечатают утвержденные, ссылку сменим).

Требования к предметным результатам освоения учебного предмета «математика», выносимым на промежуточную аттестацию


Предметные результаты освоения части (первого года изучения) учебного предмета «математика» должны отражать сформированность умений:

• различать и называть цифры; пользоваться разрядами десятичной системы для записи одно- и двузначных чисел;
• читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 20;
• пересчитывать различные объекты, устанавливать порядковый номер объекта;
• производить счет двойками, пятерками; осуществлять разбиение четного числа в пределах 20 пополам;
• находить числа, большие/меньшие данного числа на заданное число, выполнять разностное сравнение чисел;
• устно выполнять сложение и вычитание однозначных чисел в пределах 10 и выполнять соответствующие действия на вычитание;
• называть и различать компоненты и результаты действий сложения (слагаемые, сумма) и вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность); понимать взаимосвязь компонентов и результатов действий сложения и вычитания;
• понимать и применять переместительное свойство сложения;
• находить неизвестный компонент сложения;
• решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание: выделять условие и требование (вопрос), устанавливать зависимости между данными и искомой величиной, моделировать условие и решение (используя предметную модель, рисунок), записывать решение (в виде арифметического действия) и ответ;
• сравнивать объекты по длине, устанавливая между ними соотношение длиннее/короче (выше/ниже, шире/уже); выполнять разностное сравнение длин (больше/меньше на);
• знать и использовать единицы длины: сантиметр, дециметр и соотношение между ними;
• выполнять измерение длин реальных объектов с помощью линейки, сравнивать длины реальных объектов с помощью некоторой мерки;
• различать, называть геометрические фигуры: точку, прямую, отрезок, треугольник, прямоугольник (квадрат), круг;
• устанавливать между объектами соотношения: слева / справа, дальше / ближе, между, перед / за, над / под; различать право и лево с точки зрения другого человека, понимать связь между объектом и его отражением;
• на нелинованной бумаге – изображать от руки и с помощью инструментов треугольник, многоугольник, круг, чертить отрезок заданной длины; на клетчатой бумаге – чертить квадрат, копировать изображения, составленные из точек и отрезков;
• распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) элементарные логические высказывания;
• группировать (классифицировать) объекты по заданному признаку; находить и называть примеры закономерностей в ряду объектов повседневной жизни;
• различать строки и столбцы таблицы, вносить данное в ячейку таблицы, извлекать данное из таблицы;
• дополнять рисунок, схему числовыми данными;
• выполнять простейшие алгоритмы, связанные с вычислениями, измерением длины, построением геометрических фигур.


Предметные результаты освоения части (второго года изучения) учебного предмета «математика» должны отражать сформированность умений:


• читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в пределах 100;
• представлять двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых;
• находить число, большее / меньшее данного числа на заданное число, большее данного числа в заданное число раз;
• устанавливать и соблюдать порядок при вычислении значения числового выражения (со скобками/без скобок), содержащего действия сложения и вычитания в пределах 100;
• устно выполнять арифметические действия: сложение и вычитание в пределах 100;
• выполнять проверку результата вычислений;
• называть и различать компоненты действий умножения (множители, произведение); деления (делимое, делитель, частное); понимать взаимосвязь компонентов и результатов действий умножения и деления;
• понимать переместительное свойство умножения, иллюстрировать его на клетчатой бумаге; использовать переместительное свойство сложения при вычислениях;
• находить неизвестный компонент сложения, вычитания;
• знать и использовать при решении задач единицы: длины (сантиметр, дециметр, метр), массы (килограмм), времени (минута, час), цены и стоимости (рубль, копейка); уметь преобразовывать одни единицы данных величин в другие;
• определять с помощью приборов и измерительных инструментов длину, время; выполнять прикидку и оценку результата измерений;
• сравнивать величины длины, массы, времени, цены и стоимости;
• решать текстовые задачи в одно-два действия на применение смысла арифметического действия (сложение, вычитание, умножение, деление): моделировать задачу (используя предметную модель, рисунок), представлять задачу графически (краткая запись, схема, таблица), планировать ход решения, оформлять его в виде действий, записывать и проверять ответ;
• различать и называть геометрические фигуры: прямой угол; ломаная, многоугольник; выделять среди четырехугольников прямоугольники, квадраты;
• изображать ломаную, многоугольник; чертить на клетчатой бумаге прямой угол, прямоугольник с заданными длинами сторон; использовать для выполнения построений линейку, угольник;
• находить длину ломаной, состоящей из двух-трех звеньев, периметр прямоугольника (квадрата), многоугольника;
• распознавать и конструировать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения со словами «все», «каждый»; проводить логические рассуждения и делать выводы;
• находить общий признак группы математических объектов (чисел, величин, геометрических фигур); распределять объекты на группы по заданному признаку; находить и объяснять с использованием математической терминологии закономерность в ряду объектов повседневной жизни, чисел, геометрических фигур;
• извлекать и использовать информацию, представленную в простейших таблицах (таблицы сложения, умножения, график дежурств, наблюдения в природе и пр.) и столбчатых диаграммах для решения учебных и практических задач;
• представлять информацию в заданной форме: дополнять текст задачи числами, заполнять строку/столбец таблицы, указывать числовые данные на рисунке (изображении геометрических фигур), схеме;
• применять в учебных и практических ситуациях алгоритмы/правила устных и письменных вычислений, измерений и построений геометрических фигур.


Предметные результаты освоения части (третьего года изучения) учебного предмета «математика» должны отражать сформированность умений:


• читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в пределах 1000;
• представлять трехзначные и четырехзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых;
• находить число, большее/меньшее данного числа на заданное число, в заданное число раз;
• выполнять арифметические действия: сложение и вычитание в пределах 100 — устно, в пределах 10000 — письменно; умножение и деление в пределах 100 — устно и письменно на однозначное число; деление с остатком в пределах 100;
• устанавливать и соблюдать порядок действий при вычислении значения числового выражения (со скобками/без скобок), содержащего действия сложения, вычитания, умножения, деления;
• использовать при вычислениях переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения;
• находить неизвестный компонент арифметического действия;
• выполнять проверку результата вычислений, в том числе с помощью калькулятора;
• использовать при решении задач и в практических ситуациях единицы: длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), массы (грамм, килограмм), времени (час, минута, секунда), цены и стоимости (копейка, рубль); уметь преобразовывать одни единицы данной величины в другие (в пределах 1000);
• знать и объяснять единицы площади: квадратный метр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр;
• определять с помощью цифровых и аналоговых приборов, измерительных инструментов длину, массу, время; выполнять прикидку и оценку результата измерений; определять продолжительность события;
• сравнивать предметы и объекты на основе измерения величин; сравнивать величины длины, площади, массы, времени, цены и стоимости, устанавливая между ними соотношение «больше/меньше на/в»;
• выполнять сложение и вычитание однородных величин, умножение и деление величины на однозначное число;
• решать текстовые задачи на понимание смысла арифметических действий (в том числе деления с остатком), отношений (больше/меньше на/в), на сравнение (разностное, кратное);
• знать и использовать при решении задач и в практических ситуациях соотношения между: ценой, количеством, стоимостью; началом, окончанием и продолжительностью события;
• − решать задачи в одно-два действия: моделировать и представлять задачу графически, планировать ход решения, записывать решение по действиям и с помощью числового выражения, анализировать решение (искать другой способ решения), записывать и оценивать ответ (устанавливать его реалистичность, проверять вычисления);
• конструировать прямоугольник из данных фигур (квадратов), делить прямоугольник, многоугольник на заданные части;
• сравнивать фигуры по площади (наложение, сопоставление числовых значений);
• находить периметр прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольника (квадрата);
• распознавать и конструировать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения со словами: «все», «некоторые», «и», «каждый»; строить логические рассуждения с использованием изученных связок;
• классифицировать объекты по одному-двум признакам;
• извлекать и использовать информацию, представленную в таблицах с данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира (например, расписание, режим работы), в предметах повседневной жизни (например, ярлык, этикетка);
• структурировать информацию: заполнять простейшие таблицы по образцу; достраивать столбчатые диаграммы, дополнять чертежи данными;
• составлять план выполнения учебного задания и следовать ему.


Предметные результаты освоения части (четвертого года изучения) учебного предмета «математика» должны отражать сформированность умений:


• читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в пределах 1000000;
• представлять многозначные числа в виде суммы разрядных слагаемых;
• находить число, большее/меньшее данного числа на заданное число, в заданное число раз;
• выполнять арифметические действия: сложение и вычитание в пределах 100 — устно, с многозначными числами — письменно; умножение на 10, 100, 1000 — устно; умножение и деление на однозначное число в пределах 100 — устно, на двузначное число в пределах 100000 — письменно; деление с остатком в пределах 1000;
• вычислять значение числового выражения (со скобками/без скобок), содержащего действия сложения, вычитания, умножения, деления с многозначными числами (в пределах 10000);
• использовать при вычислениях изученные свойства арифметических действий;
• выполнять прикидку результата вычислений; пользоваться признаками делимости на 2, 5, 10; осуществлять проверку полученного результата по критериям: достоверность (реальность), соответствие правилу/алгоритму, а также с помощью калькулятора;
• называть, находить доли величины (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть); сравнивать величины, выраженные долями;
• сравнивать доли одной величины; находить долю величины, величину по ее доле;
• находить неизвестные компоненты сложения, вычитания, умножения и деления;
• знать и использовать при решении задач единицы: длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), массы (грамм, килограмм, тонна), времени (секунда, минута, час; сутки, неделя, месяц, год, век), вместимости (литр), цены и стоимости (копейка, рубль), площади (квадратный метр, квадратный сантиметр), скорости (километр в час, метр в секунду);
• знать и использовать при решении текстовых задач и в практических ситуациях соотношения между скоростью, временем и пройденным путем, между производительностью, временем и объемом работы;
• определять с помощью цифровых и аналоговых приборов: массу предмета, температуру (например, воды, воздуха в помещении), скорость движения транспортного средства, с помощью измерительных сосудов − вместимости; выполнять прикидку и оценку результата измерений;
• решать текстовые задачи в несколько действий, выполнять преобразование заданных величин, выбирать при решении подходящие способы вычисления, сочетая устные и письменные вычисления и используя при необходимости вычислительные устройства, оценивать полученный результат по критериям: достоверность/реальность, соответствие условию;
• решать практические задачи, связанные с повседневной жизнью (на покупки, движение, нахождение доли целого и целого по его доле, расчеты количества, расхода, изменения), в том числе с избыточными данными, находить недостающую информацию (например, из таблиц, схем), находить и оценивать различные способы решения, использовать подходящие способы проверки;
• различать, называть геометрические фигуры: окружность, круг, изображать окружность заданного радиуса; пользоваться циркулем;
• различать изображения простейших пространственных фигур: шара, куба, цилиндра, конуса, пирамиды; распознавать в простейших случаях проекции предметов окружающего мира на плоскость (пол, стену);
• выполнять разбиение (показывать на рисунке, чертеже) простейшей составной фигуры на прямоугольники (квадраты), находить периметр и площадь фигур, составленных из двух-трех прямоугольников (квадратов);
• распознавать и конструировать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения со словами «если …, то …»; приводить пример и контрпример; формулировать утверждение (вывод), строить логические рассуждения с использованием изученных связок;
• классифицировать объекты по заданным/самостоятельно установленным одному-двум признакам;
• извлекать и использовать для выполнения заданий и решения задач информацию, представленную в простейших столбчатых диаграммах, таблицах с данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира (например, календарь, расписание), в предметах повседневной жизни (например, счет, меню, прайс-лист, объявление);
• заполнять данными предложенную таблицу, столбчатую диаграмму;
• составлять и использовать формализованные описания последовательности действий (алгоритм, план, схема) в практических и учебных ситуациях.

 

Конечно, список умений длинный, но каждое требование вполне понятно, и более того – выполнимо. Кроме того, можно воспользоваться ими только в девятом классе.









 


© 2005-2024 Игорь и Валентина Чапковские     
© Все права защищены     
По вопросам использования материалов пишите     
в форму обратной связи > >     
     


Rambler's Top100