Семейное образование
         

Проект Игоря и Валентины Чапковских

Общение и обмен информацией родителей из разных регионов России
 
 
Rambler's Top100
 
 
 
 




Связаться с авторами
Об авторах: И.М.Чапковский.
С вопросами перепоста материалов
и по вопросам сотрудничества
или размещения рекламы
пишите в форму обратной связи




<p><em>История рассказывает, что еще в Древней Греции образованность почиталась как необходимое и неотъемлемое свойство достойного гражданина полиса. Если хотели сказать дурно о человеке, говорили: &laquo;Он не умеет ни читать ни плавать&raquo;. Лишиться права и возможности стать образованным рассматривалось как одно из больших зол.</em><em><br /></em><em>В настоящее время выбор формы образования для своего ребенка &ndash; это право его родителей, право семьи. Фактически действуют три формы получения образования: школа (дневная или вечерняя), семейное образование, самообразование.</em></p> <p><em>Школа (дневная или вечерняя) имеет четкую временную границу, отведенную на каждодневные занятия. Определенную программу специализированной литературы. Штампы. Шаблоны. Сложившиеся восприятия реальности.</em></p> <p><em>Нет индивидуального подхода к каждому ученику, понимания его личных проблем и потребностей. Его желания саморазвития и самосовершенствования сведены практически к нулю.</em><em><br /></em><em>Школьный материал в старших классах общеобразовательной школы в своем большинстве плохо усваивается, так как является недостаточно интересным и открытым для нового подрастающего поколения.</em></p> <p><em>Семейное образование имеет неоспоримые преимущества перед обычной школой. При семейном образовании родители берут на себя ответственность за обучение своего ребенка, его воспитание и развитие.</em></p> <p><em>Мы с уважением относимся к выбору родителей: где и как учить своего ребенка. Главное &ndash; результат. Отвечая нашим читателям, родителям учеников, ищущим правильный выбор, мы можем лишь дать советы, исследуя свой собственный опыт в сфере образования.</em><em><br /></em><em>На все письма на сайт www.familyeducation.ru мы отвечаем нашим читателям.</em></p> <p><em>&nbsp;</em></p> <h2><strong>Данная переписка началась в 2007 году</strong></h2> <p><br />&laquo; &hellip;Здравствуйте, уважаемые Игорь Моисеевич Чапковский и родители &ndash; члены Ассоциации!<br />Я мама двух мальчиков: 13 лет и 8 лет. Имею высшее образование.<br />С некоторых пор я заинтересовалась идеей семейного образования, но рассматривала этот вариант как чисто гипотетический. Однако сейчас обстоятельства складываются таким образом, что возможность обучать детей дома воспринимается мною как совершенно реальная и даже, похоже, единственно правильная&hellip;<br />Оба ребенка сейчас учатся в обычной &laquo;дворовой&raquo; школе.<br />Я специально не стала искать супершколу, поскольку убеждена, что всё, чем они отличаются, &ndash; это непомерные нагрузки (плюс расстояние от дома), в то время как ребенок сам в состоянии выбрать, чему отдать предпочтение. Главное &ndash; желание ребенка учиться, оно и обеспечит активность в познании. И никакая, даже самая затрапезная, школа этому не помеха. Поэтому я отвела в прошлом году своего младшего сына в первый класс. <br />Нам очень не повезло с учительницей. До этого она не работала в школе, и я не знаю, есть ли у нее вообще образование. Работать она, очевидно, не хочет, работу свою не любит, детьми не интересуется, ей главное &ndash; чтобы они не мешали. Когда я имею возможность наблюдать, я поражаюсь тому количеству педагогических &laquo;ляпов&raquo;, которые она допускает. Моего сына это не очень и касается: он удобный ребенок, благодаря этому &ndash; единственный в классе отличник. Но меня удручает, что он постоянно становится свидетелем таких действий учителя, которые формируют у него неправильное представление о сути человеческих отношений.<br />Если в прошлом году он еще мог возмутиться, когда его заставляли читать неинтересную и непонятную ему книгу, то ныне он покорно воспринимает те глупости, которые ему говорят (что он, например, безответственный &ndash; хотя это не так), и не сопротивляется. Особенно печально, что, по его мнению, все так и должно быть, раз об этом говорят Взрослые.<br />В школе он просто теряет время, и я вынуждена сама заниматься его обучением. Только из-за того, что он ходит в школу, мы многого не успеваем. В последнее время ребенок стал жаловаться, что на уроках ему неинтересно, что по любому поводу учительница ругается, и ужасно боится ее прогневать (надеть не те брюки, забыть какой-нибудь предмет&hellip;)<br />Мой сын &ndash; ребенок с развитой познавательной направленностью. Его многое интересует: он с удовольствием занимается шахматами (имеет третий разряд после года групповых занятий), любит складывать оригами, ставить физические опыты, решать математические головоломки, мастерить поделки. Постоянно что-то спрашивает или читает сам: и по русскому языку, и по естествознанию, по истории&hellip; он всегда в делах, размышлениях&hellip; Ничего этого не нужно в школе. Мне очень хочется определить его сразу в несколько кружков по его интересам, но из-за этой проклятой школы у нас нет такой возможности! Пока ходит только на шахматы. Я думала о том, чтобы перевести в другую школу, но здесь, рядом с домом, все заведения друг друга стоят, а возить куда-то далеко, в какую-то абстрактную &laquo;прекрасную&raquo; школу мне не хочется (к тому же я не уверена, что существуют такие). Возможно, мы выберем что-то к 5-му классу, если он сам захочет учиться &laquo;как все&raquo;, но до тех пор таскать его из одного места в другое представляется не слишком разумным. Единственное, чего жаль &ndash; так это класс. Там у сына хорошие отношения, есть друзья&hellip; придется налаживать общение вне школы&hellip; Но все равно, хождение в школу представляется мне сейчас большим злом. Старший сын тоже не любит школу, но к нему, по крайней мере, там никто уже не придирается. Он &ndash; сложный ребенок, имеет неврологические диагнозы, учеба дается ему нелегко, поэтому в перспективе я хотела бы перевести его на семейное образование<br />Я сама очень домашний человек, с детьми заниматься люблю (собственно, благодаря этому они хоть что-то знают), и они охотно занимаются со мной (а не в школе). Свое дело у меня тоже есть, и на детях я не замыкаюсь. Просто пытаюсь создать в семье условия, в которых было бы комфортно всем. С мужем у нас тоже гармоничные отношения. К идее семейного обучения он относится не без любопытства, но скептически, правда, активно не протестует. Школу тоже не любит (сам &ndash; школьный учитель, недавно бросивший работу из-за того, что она перестала приносить удовлетворение), но он слишком консервативен, чтобы воспринять идею семейного обучения без внутренней борьбы. Как бы то ни было, решение перевести младшего на семейное обучение &ndash; это наше совместное, продуманное решение. Я читала, что Вы оказываете поддержку семьям, которые решились перейти к домашнему образованию, но не знают, что делать и с чего начинать. Мы &ndash; как раз такая семья. Можем ли мы рассчитывать на вашу помощь (прежде всего &ndash; в поиске школы, к которой можно формально прикрепиться, поскольку числиться в нашей нынешней школе и у нашего теперешнего учителя у меня нет никакого желания)? Сильно мы не торопимся. Возможно, домучаемся этот год (хотя бы 3-ю четверть), чтобы забрать документы летом, тихо, без скандала.<br />Жду вашего ответа.<br /><br />Мама школьников&raquo;.<br /><br /><br />&laquo;Здравствуйте. Когда вы окончательно решите перейти на семейное образование, напишите мне, я Вам скажу, что делать дальше.<br />С уважением, И.М. Чапковский&raquo;.<br /><br /><br />&laquo;Здравствуйте, Игорь Моисеевич.<br />Понимаю, что не смогла корректно сформулировать свою мысль. Я имела в виду, что ситуация у нас не острая (в отличие от тех, про которые часто читаю, слышу от других мам). Ребенка в школе не гнобят (хотя и радости никакой). Поэтому если дело с переводом затянется (ввиду бумажной волокиты, или иных затруднений &ndash; я же не знаю, как быстро оно делается и какие препятствия на этом пути ждут: опять же, на вашем сайте читала, что возникают бюрократические сложности), то мы как раз можем терпеть. У нас просто-напросто нет особой срочности, хотя этот шаг я обдумываю с мая. Иными словами, я не буду торопить события (как, полагаю, требует ситуация в некоторых семьях), но начинать &laquo;процесс&raquo; уже готова. И делать все, что потребуется, одно действие за другим. Удастся ли сделать все до лета и забрать документы без шума, в течение третьей четверти, или даже за 1-2 недели (не знаю, как получается на практике), пережив при этом неприятный разговор с администрацией &ndash; не суть важно. Но то, что это необходимо сделать &ndash; я понимаю сейчас совершенно отчетливо (иначе бы не стала беспокоить Вас). Очень надеюсь, что не показалась Вам ветреной и легкомысленной<br /><br />Мама школьников&raquo;.<br /><br /><br />&laquo;Здравствуйте! Думаю, что стоит подождать до появления новых обстоятельств.<br />И.М. Чапковский&raquo;.</p> <h2>ПРОШЛО ТРИ ГОДА&hellip;</h2> <p><br />&laquo;Здравствуйте, Игорь Моисеевич!<br />Возможно, мое письмо покажется Вам странным... возможно, я вообще пишу его зря. Три года назад я находилась в состоянии крайнего отчаяния в связи с катастрофической (по моему мнению) ситуацией в школе у моего младшего сына, тогдашнего второклассника. Начали посещать сомнения &ndash; а зачем вообще водить ребенка в школу? Взглядов я тогда придерживалась весьма консервативных (как же без школы?), решение давалось нелегко, мои домашние &ndash; прежде всего родители &ndash; меня не поддерживали (&laquo;нужно терпеть... как все...&raquo;). Я совершенно не представляла, как это все осуществить, куда бежать и что делать. Боялась, что не справлюсь с обучением сына (я же не педагог! а как же методика?.. неужели одна &ndash; все предметы?!) &ndash; короче, много страхов было. Поэтому, начитавшись родительских историй на Вашем сайте, тоже решилась написать Вам. Спросить совета, попроситься к Вам в школу...<br />Вы тогда отказались мне помочь (со школой, с переводом...) Довольно резко и недвусмысленно. Я много раз перечитывала нашу короткую переписку и не могла понять, что же я сделала не так. Что показалось Вам подозрительным?.. До сих пор не понимаю.</p> <p><br />Когда я получила от Вас отказ в помощи, я почему-то именно в этот момент со всей отчетливостью осознала, что ВСЕ УЖЕ РЕШИЛА. Из школы мы уходим. Без промедления. Не дожидаясь конца года, четверти, недели... План действий сложился сразу. Все оказалось не так уж и сложно. Помогли чиновники в РОНО &ndash; посоветовали несколько школ, где практикуются дистанционные формы обучения. Сейчас, спустя три года, понимаю, что нечего было бояться. Но тогда...<br /><br />И вот уже три года я учу сына сама. У нас все получается. Он проходит аттестацию экстерном в одной из московских школ. Вслед за младшим, на экстернат перешел и его старший брат. Бесконечно рада, что сделала это, и не хочу ничего менять. Я рада, что обошлась без Вашей помощи. И даже думаю, что это к лучшему. Менять одну зависимость (от школы) на другую &ndash; от Вас?..<br />Вы делаете хорошее дело. В какой-то степени я освободилась от школы благодаря Вам. Думаю (уверена!), не я одна&raquo;.</p> <p><br />&laquo;Здравствуйте!<br />Я часто задаю супруге вопрос: что будет с нашим делом (СО) без нас. Естественный ответ &ndash; что будет, то будет. Тогда я перевожу его из области риторики в практическую плоскость: можно ли что-то сделать, чтобы оно не умерло вместе с нами. Можно. Дело продолжат родители, которые, как и мы, не будут бояться трудностей обучения и сопротивления со стороны близких и образовательной системы. Надежда на тех, кто самостоятелен &ndash; сам стоит, кто способен преодолевать социальные штампы и мифы, кто сможет сделать решительные, неординарные поступки. Чтобы начать учить ребенка дома, а это была середина 80-х годов прошлого века, нам пришлось уехать из Москвы. Так мы ответили ближайшей родственнице, угрожавшей, что сообщит, куда следует, если узнает, что дети не учатся в школе. По действовавшему тогда закону, у нас могли отнять детей. Мы уехали в область и запретили к нам приезжать.<br />Я не отказываю в помощи тем, кто не может без нее обойтись. Я отказываю самостоятельным. Решение дается нелегко и порой не быстро.</p> <p>На Ваше первое письмо я ответил не сразу. Слишком мало сведений даже в самом длинном письме, чтобы дать обоснованный ответ. Решение приходит как озарение, как результат интуитивного, а не интеллектуального поиска. Преимущество вербального решения в возможности понять самому и объяснить другим его правильность, а интуитивное принимаешь по вере. Доля сомнения остается, пока не получишь очевидное подтверждение. Вы не зря написали письмо. Я рад, можно даже сказать, счастлив, оттого что Вы подтвердили правоту того решения.<br /><br />Резкость ответа теперь тоже становится понятной. Она не объясняется ни моей подозрительностью, как Вы предполагаете, ни тем, что Вы не так что-то сделали. Она была выбрана мной опять-таки интуитивно. Масштаб решения был не бытовой, и политкорректность была не уместна. Недвусмысленно резкий отказ дал понять, что придется действовать одной. Это была первая серьезная трудность, которую Вам удалось преодолеть. Последствие было вполне закономерным, упала пелена с глаз. Вы пишите: &laquo;Когда я получила от Вас отказ в помощи, я почему-то именно в этот момент со всей отчетливостью осознала, что ВСЕ УЖЕ РЕШИЛА&raquo;. Прошло несколько лет, но Вы помните, что именно тогда произошло нечто очень важное, и Вы отмечаете это в тексте заглавными буквами.<br /><br />Еще Вы пишите: &laquo;Я рада, что обошлась без Вашей помощи. И даже думаю, что это к лучшему&raquo;. Я тоже рад и уверен, что это лучше для Вас и для дела в целом. Говорю это искренне, и очень надеюсь, что мои объяснения Вас убедили.<br />О неприятном осадке. Когда-то я понял важную закономерность. Все принципиально новое рождается в муках. Это не осадок. Это боль, остаток боли. Ее не может не быть. Инстинктивная боязнь ее останавливает людей совершать решительные поступки. Но к звездам путь - только через тернии, то есть колючки и царапины.</p> <p><br />Еще раз благодарю за письмо.<br /><br />С уважением,<br />И.М. Чапковский&raquo;<br /><br /><br />&laquo;Уважаемый Игорь Моисеевич!<br /><br />Благодарю за ответ. Честно говоря, я никогда не считала себя борцом (напротив, я тихий, нерешительный и очень домашний человек) и не думала о своем решении в высоких терминах. Я делаю то, что требует от меня ситуация &ndash; хотя для этого приходится бороться скорее не с социальными мифами, а с собственными заскорузлыми установками. Так что Вы меня даже немного смутили...<br /><br />Общественное мнение сейчас допускает довольно широкий спектр взглядов.<br />Из школы люди все легче уходят (легче, чем даже три года назад, когда распрощались с ней мы, про 80-е годы я уж не говорю!) &ndash; например, в нашей школе количество экстернов растет из года в год, на каждом экзамене новые лица (по-моему, даже статистика какая-то есть на этот счет, где-то встречалась мне). Я спокойно говорю о том, что дети учатся не в школе, когда речь заходит &ndash; без смущения, но и без пафоса. Кто-то шарахается, кто-то относится с интересом. Кто-то вздыхает: &laquo;Ой, а мы бы тоже, но...&raquo; Одна семья забрала ребенка из школы по нашему примеру (встретились потом случайно &ndash; довольны они были необыкновенно). Сейчас меня расспрашивают знакомые пристрастно &ndash; тоже решиться не могут, но, похоже, уже почти созрели... Так что... &laquo;процесс идет&raquo;. И ваш сайт сильно помогает, конечно. Но он подталкивает к решению уже внутренне готовых к этому людей.<br /><br />Думается, в решении учить детей дома (в наши времена и, по крайней мере, в Москве) нет ничего геройского &ndash; наверное, больше пугало отсутствие опыта, как и в любом новом деле. Опыт, конечно, дело наживное: было бы желание. Я втянулась, мне стало интересно. Должна сказать, что, только начав учить ребенка, я сама наконец-то поняла, как решать арифметические задачи, хотя в свое время экзамен в вуз сдавала по математике. Поняла, как устроен русский язык... как это вообще можно ребенку преподносить. Хотя многие школьные дисциплины мне, например, совсем неинтересны, и вряд ли будут интересны &ndash; не знаю пока, как буду решать эту проблему.<br /><br />Это первое. А второе всплыло не сразу, и уж поначалу я об этом точно не думала, но сейчас оно представляется мне весьма серьезным &ndash; это пресловутый социальный вопрос (&laquo;А как же общение?..&raquo;) Честно говоря, меня достало, что как только найдешь мало-мальски содержательную детскую группу (кружок, лагерь или еще что...), выясняется, что дети учатся там не ради знаний, а ради места в иерархии, которое благодаря этим знаниям получат. Всякие рейтинги, места на олимпиадах, дипломы-грамоты... Соревнования, отборы какие-то бесконечные... Мои дети пока вроде спокойны к этому, но не свободны полностью. А хочется найти группу, где задачи решают ради задач... ради их красоты и изящества. Потом, важна увлеченность детей, заинтересованность общим делом... Да и детям моим, вижу, таких единомышленников не хватает... но не нашли пока.<br />Так что самостоятельность &ndash; хорошо, но не все проблемы можно решить самостоятельно. И я не уверена, что надо решать их непременно самостоятельно.&raquo;</p> <p>&nbsp;</p> <h2>НЕДАВНО МЫ СПИСАЛИСЬ ОПЯТЬ...</h2> <p><em>11 апреля 2011 г.</em></p> <p>"Здравствуйте, я редактор сайта "Семейное образование", хотелось бы у Вас спросить... Во-первых, как у вас дела. Вы давно не писали о себе. И еще - хотелось бы поместить материал, основанный на вашей с И.М. Чапковским переписке, на сайт. Тема - грани выбора формы образования, почитать и подумать полезно будет всем родителям."<br /><br /><br /><em>12 апреля 2011 г.</em></p> <p>"Здравствуйте!<br />Я совершенно не возражаю против того, чтобы наша история была размещена на сайте: считаю, что другие родители должны иметь как можно больше обнадеживающих примеров перед глазами, и если я как-то могу поспособствовать этому, я буду очень рада. <br />Даже сейчас, хотя возможности мои невелики, а отношение окружающих неоднозначно, я стараюсь по мере сил пропагандировать все виды домашнего обучения среди людей, с которыми общаюсь. Хотя реакция бывает разной, вплоть до отказа поддерживать с нами отношения (видимо, чтобы мы "не повлияли плохо на детей").<br />4 года назад я писала Игорю Моисеевичу Чапковскому в основном про младшего, поскольку его ситуация в школе казалось мне на тот момент более тревожной. Я помню, что мне тяжело давалось принятие решения (тем более оно было единоличным, меня никто не поддерживал). К сожалению, та переписка у меня не сохранилась.<br />В РОНО оказались на редкость вменяемые чиновники: выслушали сочувственно (школа наша, оказывается, и в РОНО на плохом счету, так что мое решение никого особо не удивило), предложили несколько школ на выбор, и даже позвонили директорам с просьбой принять нас на семейное (потом, уже в школе, уговорили на экстернат).<br /><br />У нас все хорошо. Оба моих сына сейчас аттестуются экстерном, но в разных школах. Трудностей особых нет. Старший справляется со своими делами полностью самостоятельно, младшему еще приходится помогать, но и он уже способен некоторые вещи прорабатывать сам. За 4 года такой учебы у него была лишь одна "четверка" (хотя это не имеет особого значения - просто иллюстрирует тот факт, что домашнее обучение оказалось не настолько трудным, как это представлялось ранее) - впрочем, у него пока не сдана литература, так что хвастаться несколько преждевременно.<br /> <br />Не жалела о сделанном ни разу. Со временем в преимуществах экстерната убедились и муж, и (прежде воинственно настроенные) бабушки".<br /><br /><br /><span style="text-decoration: underline;"><strong>Наш комментарий:</strong></span><br />Жизненные установи людей &ndash; различны. У каждого есть свой опыт.<br />Хорошо, что мама этих двоих учеников справилась со своей нерешительностью и своими страхами и нашла правильный Путь. Это ее личная победа.<br />Авторы проекта нашего сайта смогли и считали нужным лишь указать ей верное направление. Как сильная личность, она не нуждалась в опеке и действовала согласно родительской любви и своим убеждениям, которые привели к положительному результату.</p>









 


© 2005-2024 Игорь и Валентина Чапковские     
© Все права защищены     
По вопросам использования материалов пишите     
в форму обратной связи > >     
     


Rambler's Top100