Мы мирные люди, но наш бронепоезд…
Нина Иванова, наш специальный корреспондент
Согласитесь, обычное дело: глазами видишь прекрасные розы, а наощупь чувствуешь болезненные шипы. В семейном образовании – все то же самое: при всей фантастической прекрасности возможностей, которое оно открывает и детям, и родителям, шипов на его пути тоже предостаточно. И острых углов, и тупиков, и глухих стен.
К сожалению, очень часто глухая стена возникает во взаимоотношениях сторонников семейного обучения с официальной образовательной системой. Это заставляет семейное образование развиваться в плане гражданской активности. Родители поняли, что нынешний закон «Об образовании», как и предыдущий закон от 1992 года, предоставляет семейникам большие возможности, и они ведут особенную работу для того, чтобы реализовать свое законное преимущественное право в обучении своих детей.
Об этом на недавней конференции «Альтернативное образование-2016» говорила мать восьмерых детей, учредитель и руководитель общественного движения «Семейное образование» Маргарита Макаревич.
Целью ее выступления было предостеречь семейников от ошибок в выстраивании отношений с любыми властными структурами, заверить, что диалог с ними возможен, и что грамотно вести его в состоянии не только профессиональные юристы. Вот что она сказала:
- У общественного движения «Семейное образование», которое я представляю, действительно есть успехи. И в судебных процессах по отношению к исполнительной власти, которое ведет себя недобросовестно, и в конфликтах со школьными администрациями, которые возникают у родителей в ходе обучения детей на семейном образовании.
Я не встречала ни одного человека, ни одного родителя в семейном образовании, который не столкнулся бы с какой-то проблемой. В такой ситуации нужно помнить: никакие проблемы с официальными структурами устно не решаются. Не надейтесь: вы не сможете обойтись без написания бумажек. Вообще, есть такое негласное правило. Если вы устно поговорили с каким-то официальным лицом, то для собственного спокойствия лучше считать, что этого разговора не было, потому что, скорее всего, после устных обсуждений и обещаний ничего делаться не будет. Серьезные вопросы решаются только письменно.
Как выяснилось, письменному деловому общению нужно учиться, а этому никого в школе не учат. Складывается впечатление, что специально школьное обучение строится таким образом, чтобы человек так до старости и не умел решать свои конфликты. Конечно, если у родителя есть юридическое образование, то ему проще урегулировать какие-то возникающие вопросы. Но юридическое образование вовсе не является главным в процессе отстаивания своих прав. Я знаю достаточно примеров, когда многодетные родители, вовсе не юристы, ходят в суды, добиваются положительных решений, показывают пример другим и создают прецеденты.
Повторю еще раз: этому нужно учиться. Люди, которые выбрали для себя, для своих детей семейное образование, понимают, что учиться можно не только в специально отведенных для этого местах, но и самому. Изучить юридическую сторону дела в рамках одной специальной темы совершенно не сложно. Для этого не обязательно заканчивать какие-то специальные курсы. Нормативная база очень ограничена: федеральный закон, местное законодательство и локальные школьные нормативные акты.
Семейное образование можно сравнить с тем, как человек садится в автомобиль, но раньше он в нем был пассажиром, а на месте водителя сидела резиновая кукла, которая только и умела, что отвечать на односложные вопросы, так что с ней ни о чем серьезном нельзя было договориться. А теперь мы протыкаем эту резиновую куклу, выбрасываем ее в окно и сами садимся за руль. Поначалу, конечно, скорость небольшая. Но есть очень важный момент — адекватность водителя. Потому что даже если небольшая скорость, но возникает какая-то нештатная ситуация, при неадекватности водителя машина может оказаться в канаве.
Что я имею в виду под адекватностью родителя? В журнале «Семейное образование» есть очень хорошая цитата: «Именно торможение позволяет решать, на какие стимулы мы обращаем внимание, а какие игнорируем, как не существенные». Я хочу обратить внимание, что при возникновении конфликтной ситуации родители часто кидаются в эмоцию, что неправильно. Это вызывает негативную ответную реакцию, и в результате часто пустяшный, в общем-то, инцидент превращается в серьезный, с многочисленными подробностями и последствиями конфликт, который приходится разрешать уже более значительными усилиями.
Отчасти нам удается решать такие конфликты. Но я вижу, что до этого можно не доводить, если быть именно таким «адекватным водителем». Одна женщина сказала мне, что когда дело доходит до споров со школой, у нее получается только орать, а по-другому не выходит. Чтобы подобного не происходило, необходимо знать: при урегулировании любого конфликта есть несколько стадий. Сначала – устная. Она, как правило, бессмысленна, но необходима: для понимания своей и чужой позиций их надо проговорить. Затем наступает письменная часть, которая заключается в убеждении и принуждении. Убеждение - это когда родитель обращается в правильное место, то есть к нужному официальному лицу с нужными словами, обоснованно, без лишних эмоций, которые никого не интересуют, а только портят все дело. Излагает свою просьбу. Если стадия убеждения не помогла, наступает стадия принуждения. На этой стадии необходимо обращаться уже к вышестоящему руководству над этим человеком, в прокуратуру, в Рособрнадзор и другие инстанции. Это все не страшно, и это является нормальной составляющей вообще любого цивилизованного разрешения спорных вопросов. Только так мы решим стоящие сейчас перед нами важные задачи по улучшению регионального законодательства. Сейчас есть большие проекты, над которыми мы работаем и надеемся, что они улучшат ситуацию в семейном образовании в Москве и во всей стране.
|
|