Семейное образование
         

Проект Игоря и Валентины Чапковских

Общение и обмен информацией родителей из разных регионов России
 
 
Rambler's Top100
 
 
 
 




Связаться с авторами
Об авторах: И.М.Чапковский.
С вопросами перепоста материалов
и по вопросам сотрудничества
или размещения рекламы
пишите в форму обратной связи




Удачного старта новому проекту!

Нина Иванова, наш специальный корреспондент

На информационное поле готовится выйти новый «боец» в поддержку сторонников хоумскулинга: журнал «Семейное образование». Первый номер этого периодического издания будет представлен читателям в сентябре. Он от начала и до конца создавался волонтерами – профессиональными журналистами, которые по собственному опыту знакомы с проблемами альтернативных форм обучения детей и подростков.

О том, для чего и как создавался этот проект, а также какие темы будут освещаться в пилотном выпуске, мы поговорили с главным редактором журнала Оксаной Апрельской. Вот что она рассказала:

– «Семейное образование» – это первый в России журнал об альтернативных формах обучения. Его миссия  – показать, что в вопросах образования всегда есть выбор. Не «школа для всех» и не «хоумскулинг для всех», а осознанный выбор образовательной стратегии в зависимости от особенностей конкретного ребенка, стиля жизни семьи и многих других факторов. Надеемся, что с нашей помощью активные, осознанные родители, выбирающие образовательную траекторию для своих детей, смогут увидеть все варианты как внутри школы, так и вне ее. Очень рады, что наше стремление продемонстрировать возможности семейного образования как реальной альтернативы школьной системе нашло поддержку у многих людей, озабоченных будущим своих детей. Мы поняли это, когда объявили о сборе средств на финансирование издания через интернет, с помощью краудфандинга на сайте planeta.ru. Проект достиг финансовой цели за 12 дней до даты завершения, всего за три недели после запуска. Хочу поблагодарить всех, кто в этом участвовал, и сказать, что мы затеяли этот проект для того, чтобы нам всем было лучше. То, что мы делаем, родилось удивительным образом: благодаря тому, что совпали наши желания, способности и общий вектор нашего движения. 

– Читатели смогут увидеть журнал только в интернете или он будет доступен и в бумажном варианте?

– Мы решили, что у нас будут как электронная, так и печатная версии журнала. Верстка первого номера уже завершена, это 68 страниц разнообразных по тематике текстов с цветными иллюстрациями, на хорошей качественной бумаге.

– О тематике расскажите, пожалуйста, подробнее.

– Мы постарались сделать ее актуальной и разнообразной. В журнале планируем печатать интервью, личные истории, обзоры образовательных программ и методик, литературы, игр, справочную информацию, аналитические статьи, авторские колонки профессионалов образовательной индустрии, опытных родителей-альтернативщиков, взрослых хоумскулеров и других интересных людей. В частности, в пилотном номере будет опубликована статья известного педагога из Новосибирска Алексея Битнера, посвященная Федеральным государственным образовательным стандартам, а также большое интервью с Джастасом Уолкером – российским фермером американского происхождения, который сам в прошлом был хоумскулером, а сейчас дает семейное образование двум своим дочерям. Читатели смогут познакомиться с образовательной программой Артура Робинсона, с обзором недавних изданий на тему альтернативного образования. Многим родителям наверняка будет интересно прочитать статью нейропсихолога Надежды Монастырской о приобретенных проблемах школьников. «Неравные равные возможности» – под таким заголовком выйдет еще один материал, на который нам хотелось бы обратить внимание читателей. Это сравнительный анализ двух подходов к равным возможностям. С одной стороны – это позиция тех, кто лоббирует унификацию условий обучения в школе, включая введение единых учебников по некоторым предметам. С другой стороны – понятие равных возможностей с точки зрения максимальной индивидуализации образовательных программ.

– Наверное, в журнале будут постоянные рубрики?

– Безусловно. На нынешний момент есть такие, как, например, «Осознанный выбор», «Обзоры», «Тема номера», «Герой номера». Есть рубрики «Теория», в которой речь пойдет о правовых, психологических и других аспектах хоумскулинга, и «Практика» – с разбором конкретных практических аспектов семейного и других альтернативных форм обучения. Под рубрикой «Мнение» мы будем предоставлять слово экспертам. В процессе подготовки следующих номеров могут появляться и новые рубрики, меняться их названия.  

– Важна ли для вас обратная связь с читателями?

– Мы много внимания уделяем именно обратной связи, о том, как именно, лучше всего расскажет соавтор проекта и шеф-редактор журнала педагог-психолог Лара Покровская. 

– Мы хотим, чтобы наши читатели стали соавторами журнала. Предлагаем делиться своими историями, задавать вопросы. Если они будут затрагивать распространенные психолого-педагогические проблемы, то мы постараемся осветить их с различных точек зрения. Например, уже в первом номере можно будет увидеть, как типичную ситуацию из реального родительского опыта комментирует педагог обычной школы, педагог альтернативной школы, мама хоумскулера, мама анскулера и психолог. Такую форму освещения проблем мы выбрали, чтобы читатели могли познакомиться с разными подходами, проанализировать их и сделать свой осознанный выбор.

– Как можно получить журнал?

– После выхода журнала в начале сентября он будет доступен и в розничной продаже (после предварительного заказа на сайте http://www.semeynoe.com и по подписке).  А пока его можно заказать в рамках краудфандинг-кампании на planeta.ru (http://planeta.ru/campaigns/semeynoe) и таким образом поучаствовать в его финансировании. Хотя деньги на печать первого номера в типографии мы уже собрали, но дополнительные средства нужны и на создание электронной версии, и на подготовку второго номера. Она уже в разгаре: определены темы, пишутся тексты, готовятся иллюстрации.

 

* * *

8 августа редакционный коллектив провел встречу с людьми, которые приняли участие в финансировании первого выпуска журнала. В рамках этой встречи, которая прошла в Российской государственной детской библиотеке, состоялся показ документального фильма Being and Becoming. Специально к этому мероприятию документальная лента об анскулинге была переведена на русский язык и снабжена субтитрами.

«Тем самым мы хотели сказать огромное спасибо нашим партнерам, поддержавшим нас своими акциями на planeta.ru, а также поблагодарить акционеров проекта, познакомиться с ними, обсудить важные для всех нас темы», – говорят сотрудники журнала. И действительно, такое обсуждение состоялось. Дискуссия, посвященная альтернативным формам образования, после просмотра фильма об анскулинге приобрела конкретную направленность. Познакомившись с историями семей из Великобритании, Германии, Франции, США, в которых дети получают образование вне школы, участники встречи выделили несколько проблемных тем. К примеру, было замечено, что дети, которые учились в домашних условиях, получали в основном творческие профессии. Случайность ли это или характерный результат анскулинга? Что первично: анскулинг больше подходит для людей творческого склада или, воспитываясь по такой системе, дети успешнее развивают именно творческие способности? Подходит ли анскулинг и хоумскулинг для маленьких семей или только для многодетных? Насколько альтернативное образование детей совместимо с полной занятостью их родителей? Зависит ли эффективность такого образования от того, в каких условиях живет семья – в городских или в сельских, ближе к природе? Как относиться к тому, что дети, не посещающие массовую школу, в профессиональном плане очень часто повторяют путь матерей и отцов? Может ли создание объединений семей «альтернативщиков» в достаточной мере способствовать расширению взглядов и круга интересов детей, увеличивать их возможности в получении тех навыков, которыми не владеют их родственники?

Единого мнения на этот счет у сторонников альтернативных форм обучения сегодня нет, и это было очень заметно даже во время встречи людей, которые, казалось бы, по принципиальным вопросам образования придерживаются одинаковой позиции.

Комментирует Лара Покровская: «На мероприятии присутствовали как семьи с детьми-хоумскулерами, так и семьи с детьми дошкольного возраста, пока еще выбирающие собственный образовательный путь, сомневающиеся, колеблющиеся, интересующиеся. Нам было важно на примере фильма показать один из альтернативных путей и инициировать дискуссию, чтобы дать возможность желающим высказать свою точку зрения на поднятые вопросы и задать свои, а сомневающимся – услышать разные точки зрения на альтернативное образование.

Как и во многих других вопросах, единого мнения тут быть не может: люди, выбирающие хоумскулинг, – это люди со своим мнением, свободомыслящие, способные увидеть проблему с разных сторон, а значит, участвовать в дискуссии о плюсах и минусах того или иного образовательного пути. Мы хотели показать вариативность – мнений, подходов, выбора. Ведь и слоган нашего журнала «Выбор есть всегда!». Мы не видим ничего плохого в том, что в итоге кто-то выберет для своего ребенка обучение в массовой школе. Наша цель – показать варианты, чтобы родители делали свой выбор осознанно. Что школа – это тоже выбор, а не единственно возможный путь».

 * * *

Остается только надеяться, что новый журнал поможет всем заинтересованным людям прояснить и сверить с другими свои взгляды на проблемы обучения и воспитания детей, а также сможет систематизировать крупицы информации, разбросанные по онлайн и оффлайн просторам земного шара, и объединить их в одно поле. Желаем «Семейному образованию» успехов в этом нелегком деле! В добрый путь!










 


© 2005-2024 Игорь и Валентина Чапковские     
© Все права защищены     
По вопросам использования материалов пишите     
в форму обратной связи > >     
     


Rambler's Top100