Встретились представители высших учебных заведений, руководители альтернативных учебных заведений и государственных образовательных учреждений, использующих альтернативные формы образования, представители общественных организаций и движений из Москвы, Санкт-Петербурга, Калуги.Присутствовали журналисты.
На круглом столе присутствовали и авторы проекта "Семейное образование" Игорь и Валентина Чапковские. (Выступление И.М. Чапковского можно посмотреть в заключительной части видеотрансляции круглого стола.)
Состоялся содержательный профессионально-общественный диалог на тему развития и нормативного регулирования альтернативных форм общего среднего образования (семейное образование, экстернат, самообразование, дистанционное образование и т.п. при обучении детей школьного возраста).
По итогам круглого стола приняты предложения и рекомендации Общественной Палаты для Министерства образования РФ по вопросам развития и нормативного регулирования альтернативных форм образования в России.
«АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: ПРАКТИКА, ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ УРЕГУЛИРОВАНИЯ» 15 апреля 2011 года, г. Москва
Обсудив успехи и проблемы развития альтернативных форм получения общего образования в России, вопросы совершенствования нормативного регулирования в этой области, участники круглого стола отмечают следующее:
Альтернативные формы получения общего образования – семейное образование и экстернат – успешно существуют и развиваются в Российской Федерации с 1992 года. Все более серьезное значение приобретают и технологии дистанционного образования. Мы считаем, что альтернативные формы обучения показали себя за эти годы с хорошей стороны, и их использование необходимо развивать.
Вместе с тем, обобщение этого опыта позволяет выявить и некоторые проблемы, которые следует учесть при доработке законопроекта «Об образовании в РФ» и при совершенствовании нормативной базы альтернативных форм получения общего образования. При этом очень важно полностью учесть особенности и специфику этих форм обучения, создать условия для их свободного развития.
Альтернативные формы получения общего образования, по нашему убеждению, могут и должны сыграть важную роль в развитии современного российского образования. Этим формам образования присущи гибкость, адаптивность и индивидуальный подход к обучению каждого ребенка. В современных условиях очень важно и то, что в этих формах образования особенно велико значение семьи.
Мы убеждены, что сегодня важно всемерно поддерживать развитие этих форм обучения. Возможность сделать выбор в их пользу и осуществить его должна иметь каждая российская семья. Обеспечивая конституционное право на образование, государство должно поддерживать получение образования в этих формах, гарантируя его финансовое обеспечение. Это необходимо учесть при доработке законопроекта «Об образовании в РФ». Необходимо содействовать общественному признанию равенства альтернативных форм обучения с другими формами получения общего образования.
Мы также считаем, что дистанционное образование должно быть признано законодательно в качестве одной из полноценных форм получения общего образования.
Мы пришли к выводу, что положения законопроекта «Об образовании в РФ» нуждается в доработке в части обеспечения доступности альтернативных форм общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, признания приоритетности роли семьи и минимизации государственного контроля в семейной форме образования, регулирования дистанционного образования, финансового обеспечения альтернативных форм получения общего образования.
Мы обращаем особое внимание на то, что принятые в 2004-2005 гг. решения о передаче вопросов финансирования и нормативного регулирования семейного образования на уровень субъектов РФ не принесли позитивных результатов. Решение этих вопросов на региональном уровне оказалось неэффективными, и мы считаем необходимым вернуться к их рамочному регулированию на федеральном уровне.
Мы также считаем необходимым отметить, что существует необходимость обновления действующих подзаконных нормативно-правовых актов, затрагивающих получение общего образования в альтернативной форме, с учетом изменений, уже произошедших и ожидающихся в нормативном регулировании общего образования в целом. При совершенствовании нормативной базы альтернативных форм образования необходимо более полно учесть их специфику, а также опыт и мнения представителей педагогического и родительских сообществ.
Мы одобряем рекомендации, подготовленные по результатам работы круглого стола, и считаем необходимым направить их соответствующим федеральным органам власти и органам власти субъектов РФ.
СПИСОК УЧАСТНИКОВ
№ ФИО Место работы, должность
1. Акимова Евгения Геннадьевна. Национальный благотворительный фонд содействия реализации социальных программ «Большой Мир», директор (председатель Правления) 2. Аникеев Максим Владимирович. «Китеж», директор школы в сообществе приемных детей «Китеж» 3. Атмашкина Галина Васильевна. Редактор сайта объединения родителей «Свободное развитие» 4. Берникова Анна Николаевна. Федеральный институт развития образования, научный сотрудник 5. Бим-Бад Борис Михайлович Академик РАО (предполагалось его присутствие, но оно не состоялось)
6. Бысик Надежда Викторовна. Ответственный секретарь экспертной группы "Новая школа", научный сотрудник Института развития образования НИУ ВШЭ 7. Владимирская Ольга Дмитриевна НОУ СОШ «Экспресс», директор 8. Геворкян Эвелина Кареновна. Ведущая радиостанции «Эхо Москвы», журналист, основатель портала для родителей «Сознательно.ру» 9. Гершаник Александр Наумович. Центр гуманитарных исследований, руководитель 10. Гин Анатолий Александрович. Автономная некоммерческая организация содействия инновациям "ТРИЗ-профи", генеральный директор. Международная общественная Лаборатория "Образование для Новой Эры", руководитель 11. Горбачева Татьяна Михайловна. Институт религии и права, научный сотрудник 12. Завалишина Инна Игоревна. Писатель, публицист 13. Загладина Хмайра Тимофеевна. Центр социализации, воспитания и неформального образования ФГУ ФИРО, руководитель 14. Зимин Михаил Вячеславович. Центр альтернативного образования, преподаватель 15. Зимина Ольга Евгеньевна. Центр альтернативного образования, зам. руководителя 16. Зиновьева Таиса Евгеньевна. Куратор СО в ГОУ СОШ № 1981 г.Москва 17. Кайдаш Сергей Васильевич. Проректор Челябинского государственного университета 18. Калистратова Ольга Владимировна. Куратор семейного образования в Школе Завтрашнего Дня 19. Ковалева Татьяна Михайловна. Тьюторская ассоциация, президент, профессор МПГУ 20. Лабатурина Юлия Владимировна. Участник движения МОО 21. Лебедь Ольга Леонидовна. Научный сотрудник кафедры социологии семьи и демографии социологического ф-та МГУ, кандидат социологических наук 22. Ломоносова Евгения Константиновна. Председатель региональной общественной организации «Рождение» 23. Маслаков Алексей Анатольевич. Участник Общественного движения «Московский родитель» 24. Меньшикова Анна Владимировна. ГОУ СОШ № 279 г. Санкт-Петербурга, директор 25. Мисютина Галина Алексеевна. Центр интенсивных технологий образования, руководитель 26. Морозова Анна Владимировна. Преподаватель МПГУ, тьютор 27. Ожегова Марина Эдуардовна. Ассоциация в защиту семьи и детства, руководитель 28. Огородникова Татьяна Анатольевна. ГОУ СОШ № 279– заместитель директора по УВР ГОУ Почетный работник образования. 29. Парфентьев Павел Александрович. Общественная организация «За права семьи», председатель 30. Полякова Наталья Владимировна. Помощник проректора Челябинского гос.университета 31. Рыбальченко Владислав Юрьевич. Центр информатизации образования, руководитель 32. Столярчук Ольга Анатольевна. Зам. директора Школы Завтрашнего Дня 33. Ткаченко Руслан. Председатель Общественной организации «Московский городской Родительский комитет» 34. Толоконникова Татьяна Валерьевна. Центр альтернативного образования, руководитель 35. Филькова Ирина Валерьевна. Центр Дистанционного обучения, руководитель 36. Чапковский Игорь Моисеевич. Объединение родителей «Свободное развитие», руководитель 37. Чапковская Валентина Григорьевна. Объединение родителей «Свободное развитие», зам. руководителя 38. Эпштейн Михаил Маркович. Руководитель проекта "Институт альтернативного образования им. Я.Корчака", генеральный директор АНО "Образовательный центр "Участие»