Семейное образование
         

Проект Игоря и Валентины Чапковских

Общение и обмен информацией родителей из разных регионов России
 
 
Rambler's Top100
 
 
 
 




Связаться с авторами
Об авторах: И.М.Чапковский.
С вопросами перепоста материалов
и по вопросам сотрудничества
или размещения рекламы
пишите в форму обратной связи




Минобразования усилит контроль над издательствами, выпускающими учебники

Gzt.ru, Gazeta.ru

Министерство образования и науки намерено ввести более жесткие правила выдачи лицензий издательствам, выпускающим учебно-методическую литературу, а также жестко контролировать издание пособий по подготовке к ЕГЭ. Об этом в конце января сообщил руководитель министерства Андрей Фурсенко.

Поводом для заявления министра послужили высказывания президента Дмитрия Медведева, который поручил Фурсенко более внимательно отслеживать качество школьных пособий по истории, особенно истории Великой Отечественной войны. В заключительной речи на заседании оргкомитета «Победа», посвященном предстоящему празднованию 65-летия окончания Второй мировой войны, Дмитрий Медведев с недоумением рассказал о попавших к нему в руки материалах по подготовке ЕГЭ для школьников. «Для ответа на вопрос, какие изменения произошли в Красной армии в годы войны, даются следующие варианты ответов: введение погон; введение должности полевого священника; формирование специальной службы для выкупа пленных у противника, – зачитал глава государства предлагаемый тест. – Просто удивительно, чудовищно. Если мы и дальше будем по таким учебникам готовить наших школьников, представляете, какие у них знания будут о периоде войны».

Через день Фурсенко заявил, что в тех материалах, по которым сейчас учатся и сдают экзамены школьники, таких вопросов не было и не могло быть. По его словам, попавшие президенту материалы - "это не учебники, а пособия, которые не проходят ни проверку, ни аккредитацию" министерства. То есть за их качество никто не отвечает.

Фурсенко заверил, что Минобрнауки будет более жестко контролировать издание таких пособий. Министерство подготовило порядок оценки издательств, выпускающих материалы по ЕГЭ, и по этому порядку сможет «попросить» такие издательства выполнять определенные требования». Например, создавать редакционную коллегию, которая будет оценивать вопросы тестов, уточнил министр.

Что касается учебников, то все они должны быть одобрены министерством. Фурсенко напомнил, что "в 2007 году всем издательствам было предложено пройти переаккредитацию всех учебников истории". Все учебники, которые попали в так называемый федеральный список, были представлены министерству и прошли экспертизу РАН и Российской академии образования, заверил министр.

Он также напомнил, что в прошлом году было принят закон, дающий Минобрнауки право лицензировать издательства, выпускающие учебно-методическую литературу. Сейчас министерство готовит положение, определяющее требования для таких издательств.


Комментарии к теме

Между тем, по мнению автора статьи, опубликованной на сайте Газета.Ru, ситуация выглядит так, будто «президенту подсунули листок из «неизвестно какого пособия», чтобы (...) он смог продемонстрировать стране свою озабоченность «правильным» освещением в учебниках истории Великой Отечественной войны». Фурсенко, в свою очередь, успокаивает, что в подведомственном ему «хозяйстве» все под контролем. Однако, пишет автор, «разыгранная перед нами сцена – хороший повод еще раз порассуждать, насколько благополучно сегодня обстоит дело с преподаванием истории в школе и насколько продумана политика государства в области школьного исторического образования».

В первую очередь автор обращает внимание на тот факт, что в пособиях для подготовки к единому государственному экзамену действительно можно найти «много ляпов и несуразиц, которые нередко выглядят просто анекдотично». «Издание учебников – доходный бизнес, и наивно думать, что сочинять пособия для подготовки к ЕГЭ будут только специалисты».

Однако намного более серьезные сомнения вызывает оправданность самого единого государственного экзамена как формы итоговой аттестации по предметам гуманитарного цикла, прежде всего истории и литературе. Во-первых, авторы учебников и пособий «не могут успеть за постоянным расширением и углублением представлений, накоплением новых знаний в трудах историков». Во-вторых, изложение истории в виде тестов упрощает и обедняет ее содержание, сводит его «к набору обязательных для запоминания дат, имен и географических названий».

«История как искусство критически мыслить, различать источники и их интерпретации, развивать способность смотреть на окружающую нас социальную действительность с разных сторон оказывается ученику недоступной. Выученные с грехом пополам факты не станут материалом для формирования собственного мировоззрения», заключает автор статьи.

 

Использованы материалы c сайтов Gzt.ru и Газета.Ru

5 февраля 2009 г. 









 


© 2005-2024 Игорь и Валентина Чапковские     
© Все права защищены     
По вопросам использования материалов пишите     
в форму обратной связи > >     
     


Rambler's Top100