Семейное образование
         

Проект Игоря и Валентины Чапковских

Общение и обмен информацией родителей из разных регионов России
 
 
Rambler's Top100
 
 
 
 




Связаться с авторами
Об авторах: И.М.Чапковский.
С вопросами перепоста материалов
и по вопросам сотрудничества
или размещения рекламы
пишите в форму обратной связи




Учеников делят на два лагеря

Из переписки с Яной Р.

Сын учится в Москве в 8-м классе физико-математической школы. Начиная с 8-го класса учеников делят на два лагеря — базовый класс (по отношению к нему учителей — дети чуть ли не неполноценные (!!!)) и собственно физико-математический класс («белая кость»). В базовом классе учиться считается непрестижно. Со скрипом учимся в математическом. Это очень тяжело, ежедневные проверочные и контрольные работы, занятия с репетитором (потому что на уроках учитель работает в темпе, рассчитанном на самых сильных учеников, остальные занимаются дополнительно), объемные домашние задания. Сейчас сын сдает сессию — 5 экзаменов. С утра экзамен, потом уроки в школе, потом репетитор там же… Вчера ушел из дома в 7.30, пришел в 20.30. Без отдыха, без обеда… Похудел, под глазами черные круги, но продолжает настаивать на учебе в мат. классе, потому что в школе детям внушается мысль, что это чуть ли не 100-%-ная гарантия поступления в вуз и светлое будущее. При этом я вижу, что способности у него есть, но не только к математике, но все остальные предметы отошли на задний план, и меня беспокоит, что сын не развивается гармонично, не может проявить себя в другой области, и что ни о каком самообразовании не может быть и речи (выходной — только воскресенье, полдня он спит, отсыпается за всю неделю, а потом СНОВА НАДО ДЕЛАТЬ УРОКИ). Раньше он писал рассказы, занимался спортом, сейчас ничего этого нет, по утрам звучит фраза «ненавижу школу», после чего усилием воли он заставляет себя идти на уроки. Я боюсь, что его нервная система не выдержит. Мне жаль, что детство проходит мимо, и ничем не могу ему помочь, кроме как перевести в другую школу, но неизвестно, какие проблемы ждут там.

Я пришла к мысли, что современная школа вообще меньше всего создана для детей — по-моему, она превратилась в полигон, где отрабатываются методики и зарабатываются деньги… А денежные поборы и унижение человеческого достоинства подростков — это отдельная тема.

Вот почему Ваш сайт стал для меня лучом света. Я действительно разуверилась в современной системе среднего образования. Но решиться перевести сына на семейное обучение будет нелегко. Я боюсь, что он поймет это как освобождение от школы, а значит, и от обязательств. Возраст 13 лет — довольно коварный. Как мотивировать его к тому, чтобы самому ставить себе цели и задачи? Как построить учебный процесс — интенсивный курс какого-то одного предмета с последующей его сдачей или методичное следование школьной программе, только в том темпе, который приемлем для конкретного ученика? Поможет ли тут консультация психолога?

Моему младшему сыну скоро 12, он всерьез занимается футболом, тренер говорит, что у него талант, и, возможно, семейное обучение ему тоже было бы полезно, т.к. в школе крайне отрицательно относятся к тому, что иногда ему приходится отпрашиваться на матч или тренировку. Но в случае с младшим вопрос не стоит так остро, как со старшим.

С уважением, Яна

* * *

Здравствуйте, Яна!

Прочитал Ваше письмо и возникло желание дать совет: не играйте в игры, в которых обречены на проигрыш. Поясню. Если Ваш мальчик станет «белой костью» то будет высокомерно относиться к «неполноценным», а если не будет в лидерах, то будет иметь те проблемы, которые Вы описываете. Ваш ребенок попал в очень распространенную систему тщеславных, т.е. зависимых от чужого мнения отношений. Лучше жить по собственным критериям. Например, гармонично, как Вы и описываете: писать рассказы, заниматься спортом и т.д. Такой подход дает шанс на то, что он будет учиться с удовольствием, и уж точно избавляет от риска срыва нервной системы.

Теперь о проблемах переходного возраста. Коротко они формулируются так: амбиции взрослые, а возможности детские. Единственный известный мне положительный опыт решения подростковых проблем — это опыт католических монастырей в средние века: работать до упада. Хорошо, если подросток умеет и любит работать, тогда все завершается достаточно благополучно.

Как Вы читали на сайте, мы ставим задачу к 7 классу научить ребенка самостоятельно добывать знания из книг и при этом сохранить интерес к учебе. Тогда проблемы переходного возраста очень сильно смягчаются. Чтобы достичь описанных выше целей, уходит минимум 2 года. Поэтому вопрос «Как мотивировать его к тому…» правильнее начать со слов «сколько времени уйдет на то, чтобы его мотивировать…». А с чего начать? По Вашему описанию ребенок замученный, следовательно, ему надо дать отдохнуть, точнее сказать, придти в себя и тогда станет ясно, кто он и что с ним делать.

«Я пришла к мысли, что современная школа вообще меньше всего создана для детей…». Школа часть государственной системы и решает прежде всего проблемы социальные. Я говорю во множественном числе, но знаю только одну проблему, которую решает школа: лучше пусть сидят в школе, чем болтаются неизвестно где. Когда-то мне встретилась публикация с точным названием «Школа — камера хранения». А проблемы Вашего ребенка можете решать только Вы сами, никто в этом кроме Вас не заинтересован. Можно убедительно объяснить, что «денежные поборы и унижение человеческого достоинства подростков» — логичное следствие школьной системы, но не буду тратить на это время, поверьте на слово.

С надеждой, что Вы сумеете принять верное, полезное для Вашего мальчика решение

Чапковский И. М.

* * *

Игорь Моисеевич, здравствуйте!

Вы сумели несколькими фразами сформулировать то, что не удавалось мне, но в глубине души не давало покоя. Действительно, эта зависимость от чужого мнения имеет место быть… Все остальное тоже чистая правда. Еще один аргумент в пользу обучения в семье — это возможность параллельно с учебой осваивать азы профессии. Например, в фирме своих родителей отвечать за какой-то участок работы. У моего сына достаточно рано проявился интерес к зарабатыванию денег, есть желание поскорее стать самостоятельным и помогать семье. Может быть, это тоже своеобразная мотивация — не просиживать штаны в школе, а параллельно со школьным предметами самому изучать, к примеру, программирование или компьютерный дизайн. Пока на это времени нет совсем, да и сил тоже. А желание — есть.

Буду думать, взвешивать все «за» и «против», читать дневники тех, кто уже решился… Ломать стереотипы всегда тяжело, но, несомненно, надо.

С глубоким уважением, Яна.

Декабрь 2005 г.









 


© 2005-2024 Игорь и Валентина Чапковские     
© Все права защищены     
По вопросам использования материалов пишите     
в форму обратной связи > >     
     


Rambler's Top100