Семейное образование
         

Проект Игоря и Валентины Чапковских

Общение и обмен информацией родителей из разных регионов России
 
 
Rambler's Top100
 
 
 
 




Связаться с авторами
Об авторах: И.М.Чапковский.
С вопросами перепоста материалов
и по вопросам сотрудничества
или размещения рекламы
пишите в форму обратной связи




Игорь Чапковский: «Семейное образование стало общественным явлением»

Нина Иванова, наш специальный корреспондент

Тот факт, что конференции, посвященные проблемам альтернативных форм образования, стали проводиться в Москве регулярно, и участвуют в них сотни человек, уже сам по себе говорит о многом. Важно и то, что на этих конференциях каждый раз поднимаются новые темы, появляются новые спикеры. И даже то, что некоторые выступающие стали постоянными участниками таких форумов, имеет большое значение, ведь это свидетельствует о появлении в данной сфере признанных авторитетов, на чьи мнения и опыт можно ориентироваться и в стратегических вопросах развития семейного образования, и в повседневной работе с детьми.

Один из таких постоянных участников – организатор и руководитель проекта «Семейное образование» И.М. Чапковский. Причем очень часто Игорю Моисеевичу достается почетная обязанность обратиться к участникам конференции со вступительным словом.

Казалось бы, каким новым содержанием можно наполнять этот достаточно традиционный формат с периодичностью раз в несколько месяцев? Но у Чапковского это опять получилось. 30 января, выступая перед участниками конференции «Альтернативное образование-2016», которая состоялась в Москве, в Культурном центре ЗИЛ, он озвучил, пожалуй, главную тенденцию современного семейного образования, свидетельствующую о его неуклонном развитии. «Надо различать: если до недавнего времени термин «семейное образование» употреблялся в основном как юридическое понятие, обозначающее определенную форму обучения, то сейчас оно становится общественным явлением, - сказал Игорь Моисеевич. - И суть этого общественного явления заключается в том, что родители восстанавливают свои права, как ведущей силы в образовании своих детей».

По словам И.М. Чапковского, семейное образование развивается по нескольким направлениям. В первую очередь – территориально. К началу 2000-х только в Москве и Санкт-Петербурге число родителей, обучающих детей в семье, можно было назвать сколько-нибудь значимым, а в других регионах таких людей можно было буквально пересчитать по пальцам. Сейчас картина изменилась. Для ее иллюстрации И.М. Чапковский привел в пример четыре региона, где уже разработаны или в настоящее время разрабатываются региональные положения о семейном образовании: Челябинская область, Екатеринбург, Омск и Удмуртия. Это очень важно, поскольку в Федеральном законе «Об образовании», который признает семейное образование равноправным с другими формами обучения, практическая реализация этой законодательной нормы никак не регламентируется. Игорь Моисеевич также подчеркнул, что схема вовлечения в этот законотворческий процесс новых регионов всегда одинакова: все начинается с появления лично заинтересованного в семейном образовании человека, который понимает, что с властью можно вести диалог, что обращение в вышестоящие инстанции - это не война, а естественный способ ведения такого диалога.  

Второе направление развития, о котором говорил Чапковский и которое действительно обретает определенность именно сейчас, у нас на глазах - это, как уже упоминалось, изменение отношения общества к семейному образованию. «В 80-е годы, когда мы с супругой начинали самостоятельно учить своих детей, на нас смотрели как на маргиналов, - вспоминает Игорь Моисеевич. – И примерно до 2000-го года, если вдруг малознакомые люди узнавали, что ребенок не ходит в школу, то первый вопрос, который они задавали, был такой: «Он что – больной?» Сейчас, если кто-то выясняет, что ребенок учится не в школе, и у этого кого-то есть собственные дети, то реакция, как правило, бывает совсем другая: человек начинает интересоваться этой формой обучения. Она, хоть и стала элементом общественного сознания, но еще не очень широко известна».

Третий вектор перемен, который обозначил И.М. Чапковский – организационный. Речь идет о новом явлении последних лет, в течение которых появились родители, часто многодетные, уже имеющие опыт обучения своих детей в семье и готовые объединиться с другими семьями для продолжения этой работы и этого стиля жизни. Такие неформальные объединения, позволяющие менее опытным родителям воспользоваться уже проторенной другими дорогой, сегодня есть и в Москве, и в Подмосковье, и в других регионах. Своим примером они уже доказали, что такая новая организационная форма обеспечивает реальные и весьма эффективные возможности сконцентрировать необходимые ресурсы для более качественного обучения детей. И они начинают объединяться, к ним присоединяются менее опытные семьи.

Впрочем, тенденции территориального распространения идей семейного образования и создания неформальных семейных объединений с целью обучения детей и ранее обсуждались в среде хоумскулеров. Эти темы по-прежнему заслуживают внимания, поскольку сохраняют свою актуальность, но новостью уже не являются. А вот последнее наблюдение, озвученное И.М. Чапковским на конференции «Альтернативное образование-2016», похоже, для многих слушателей стало неожиданностью. Причем такой, о которой действительно есть смысл подумать отдельно и без спешки. Ведь вполне возможно, что это тот самый посыл, который в ближайшем будущем обеспечит прямо пропорциональную связь между возрастающими количественными и качественными показателями семейного образования. Речь идет о том, что необходимость методической поддержки семейного образования наконец-то сформулирована как конкретный социальный запрос и выдвинута на повестку дня.

Игорь Моисеевич сказал: «Родители стали заказчиками учебных пособий и учебных материалов. И от их лица и по нашему опыту я могу сказать, что нужно родителям-семейникам». Этот социальный запрос адресован, в первую очередь, к разработчикам таких материалов. Родители хотят получить календарно-тематические планы по обязательным школьным предметам, освоение которых обеспечивало бы ребенку зачет во время аттестации. «Календарно-тематические планы сделаны по максимуму, а родителей интересует по минимуму, - пояснил Игорь Моисеевич. – Кроме этого, нужны краткие изложения по предметам, потому что дополнить их в соответствии с потребностями своего ребенка сейчас, при наличии современных информационных технологий и развитого дистанционного обучения родители могут самостоятельно. Но в том, чтобы создать необходимый костяк образовательной программы, они надеются на профессионалов. Для них было бы очень важным иметь представление о том, какой минимум знаний, умений и навыков ребенок должен приобрести в том или ином возрасте и какие из них у него должны быть выработаны до автоматизма. Причем разработчики методических материалов должны понимать, что родители, в отличие от официальной школы, - это народ очень подвижный, они с радостью готовы воспринимать разного рода эксперименты».

Что ж, поле деятельности на ближайшее время очерчено, точки над «i» расставлены. Кстати, о точках над «i». Психологи любят употреблять этот фразеологизм, когда речь идет о любовных отношениях. И при этом непременно отмечают, что в таких отношениях очень важно всегда прояснять ожидания. Думается, что и в других сферах это не менее необходимо. Ведь обозначить проблему, облечь ее в слова – значит сделать первый шаг на пути к ее решению.









 


© 2005-2024 Игорь и Валентина Чапковские     
© Все права защищены     
По вопросам использования материалов пишите     
в форму обратной связи > >     
     


Rambler's Top100