Семейное образование
         

Проект Игоря и Валентины Чапковских

Общение и обмен информацией родителей из разных регионов России
 
 
Rambler's Top100
 
 
 
 




Связаться с авторами
Об авторах: И.М.Чапковский.
С вопросами перепоста материалов
и по вопросам сотрудничества
или размещения рекламы
пишите в форму обратной связи




Система Жохова: вопросов больше, чем ответов

Нина Иванова, наш специальный корреспондент

Всем нам хочется верить в чудеса, особенно когда речь идет о судьбах наших детей. Ведь мы так мечтаем о том, чтобы они росли счастливыми, образованными, успешными! Ну а когда возникает спрос, обязательно появляется соответствующее предложение. Образовательная сфера не исключение, тем более что система массового образования становится все менее эффективной несмотря на все попытки ее реформировать.

 

Неудивительно, что в этих условиях растет количество новаторских образовательных методик. Авторство одной из них принадлежит заслуженному учителю РФ  Владимиру Жохову. В нескольких городах и поселках нашей страны организованы классы начальной школы, работающие по его методике. Средства массовой информации не скупятся на хвалебные отзывы, рассказывая, что в этих классах ученики в уме решают уравнения, сами составляют задачи и даже поют на уроках математики, а самое главное – легко обгоняют стандартную образовательную программу.

Сторонники этой необычной методики (впрочем, сами они предпочитают называть ее технологией) активно и энергично агитируют родителей будущих первоклашек, призывая вливаться в свои ряды и уверяя, что это их шанс отдать ребенка в лучшую школу и обеспечить его счастливое и успешное школьное будущее. При этом сами родители вовсе не обязаны включаться в образовательный процесс. Больше того: делать вместе с ребенком уроки им запрещается. Это ли не идеальный вариант: «сдаешь» ребенка в школу практически на весь день, не прикладываешь никаких усилий, а «на выходе» получаешь  юного эрудита, усвоившего огромный объем знаний и овладевшего множеством важных компетенций!

Да и от детей, как выясняется, не требуется ничего сверхъестественного: ни жесткой дисциплины, ни штудирования  учебников, ни изнурительной зубрежки.  «Ребенок дает правильный ответ, который возникает у него, как по волшебству», – говорит В.И. Жохов в сюжете центрального телеканала, комментируя урок математики в классе,  практикующем его методику. 

О, да! Волшебство – это по-нашему!

Впрочем, даже самые наивные и легковерные люди нуждаются в том, чтобы механизм этого «волшебства» был объяснен. К сожалению, на официальной странице «Система Жохова» в интернете нет достаточно четких объяснений на этот счет. Ведь не принимать же, в самом деле, за какую-то принципиальную инновацию утверждение, что «методическая система В.И. Жохова "УниК" основана на принципах природосообразности и здоровьесбережения»? Ведь тот же принцип природосообразности вовсю использовался в педагогике еще в восемнадцатом веке…

 

* * *

Чтобы внести ясность в споры, существующие вокруг методики Жохова, а также дать о ней более полную информацию родителям и педагогам, которые интересуются перспективами альтернативного образования, 18 октября в Клубе семейных школ в лицее «На Пресне» состоялась встреча с одним из организаторов проекта сети Жоховских школ Игорем Кучмой. Вел эту встречу руководитель проекта «Свободное развитие» Игорь Чапковский. Сначала он предоставил слово И. Кучме, а потом дал возможность высказаться и задать вопросы другим участникам этой беседы, среди которых было немало родителей, чьи дети учатся в жоховских классах.

По словам И. Кучмы, технология обучения по Жохову сориентирована на то, чтобы дать каждому ребенку возможность реализовать весь потенциал, заложенный в нем от природы, и при этом не ставить его в те жесткие ограничительные рамки, которые существуют в традиционной школе. Из-за них значительно уменьшается двигательная активность, в которой нуждаются дети, особенно мальчики. «Низкая двигательная активность растущего организма приводит к ухудшению здоровья, а  постоянные учебные перегрузки  вызывают истощение нервной системы школьников», – подчеркнул И. Кучма. Чтобы этого избежать, в школе Жохова были изменены стиль и приемы педагогического общения ученика и учителя;  алгоритм обучения детей чтению; приемы обучения технике письма; «архитектура» урока: обычный «линейный» урок заменяется уроком со сложной «многоэтажной» структурой, когда за время урока несколько раз сменяются виды активности детей. Кроме того, на занятиях нет муштры и строгих запретов: «попросись выйти в туалет, не вставай без разрешения, сиди смирно, не верти головой».  Ученики по собственному желанию передвигаются по классу, могут в любой момент подбежать к учителю, чтобы обсудить решение задачи.

Кстати, именно проблема дисциплины на уроках вызвала больше всего сомнений и вопросов участников встречи. Разъяснений на этот счет просили и те, кто только приглядывается к классам Жохова, и те, кто уже учит своих детей по этой методике. Честно сказать, объяснения И. Кучмы на этот счет звучали не очень убедительно. Он настаивал на том, что уже в первые недели учебы в классе происходит некая саморегуляция, дети дисциплинируются естественным, природным образом – интересным и захватывающим процессом познания.

Второй столь же важный вопрос, который задавали участники встречи, – о механизмах, позволяющих достигать высоких академических результатов. По заверениям И. Кучмы, он достигается за счет того, что в рамках методики Жохова разработана совокупность упражнений, которые основаны на результатах современных психофизиологических исследований. Эти упражнения способствуют равномерному развитию всех участков коры головного мозга, прежде всего – правого полушария. При этом также используются логопедические элементы, приемы для расслабления и тренировки зрения, слуха, голоса, легких, осязания, опорно-двигательного аппарата.

И. Кучма сказал: «При создании методической системы было учтено, что для развития тех или иных качеств ребенка важен возраст, время года и даже время суток. Исследования и систематические наблюдения показали, что наиболее эффективный период раскрытия способностей детского мозга, а именно лобных долей, с 5 до 6,5 года. Далее активный период развития продолжается до 11-12 лет, но уже не так эффективен для максимального раскрытия потенциальных возможностей мозга. Поэтому по методике можно в первый класс брать детишек с 5 лет 3 месяцев (чтобы им исполнилось 6 лет до окончания первого класса). При этом классы могут быть разновозрастными (от 5,3 до 7,5 года). Это не только не мешает, а наоборот, помогает развитию как ребят постарше, так и малышей».

Не все слушатели готовы были согласиться с этим, опасаясь, что такая большая возрастная разница, различный уровень подготовки первоклассников и всевозможные поведенческие привычки (не секрет, что некоторые дети могут быть агрессивными по отношению к сверстникам) будут мешать усвоению знаний. Однако И. Кучма вновь заговорил о саморегуляции, утверждая, что  ее помощью все подобные противоречия могут быть очень быстро сглажены. Правда, звучало это не очень убедительно. Как справедливо заметил И. Чапковский, при таком подходе к обучению очень легко стать «заложником матрицы» и нет возможности индивидуального подхода к обучению, который высоко ценят сторонники семейного образования.

Роль учителя в системе Жохова, особенности подбора и подготовки педагогов  –еще одна тема, которая интересовала собравшихся. Отвечая на вопрос одной из собеседниц о том, каковы критерии отбора учителей, И. Кучма ответил, что в жоховские классы преподаватели находятся сами, и даже педобразование им иметь необязательно. Главное – любить детей и хотеть работать по предлагаемой системе. Для подготовки учителя в Жоховский класс достаточно всего… трех дней, в течение которых происходит преодоление шаблонов школьного поведения. А дальше учитель действует, как режиссер, осуществляющий сценарий, предлагаемый ему на экране. Именно так – посредством видеозаписей, разработанных Жоховым для каждого занятия, детям транслируются знания. При этом И. Кучма не согласился со словами слушательницы, назвавшей такого учителя марионеткой. Он объяснил, что методика Жохова содержит  смысловую и количественную составляющие. Смысловая должна оставаться неизменной, а количественная может варьироваться учителем. «А если учитель заболеет?» – спросили из зала. Прозвучал ответ: «Такого быть не может. А если все-таки случается, то класс на время болезни учителя уходит на каникулы. Учительница, как и мама, должна быть одна!»

Спрашивали И. Кучму и о том, какая роль в образовательном процессе отводится родителям. «Действительно, мы просим родителей не вмешиваться дальше контроля за тем, сел ли ребенок выполнять задание. Причины – в том, что они, скорее всего, будут предлагать детям такие способы решения задач, которые идут вразрез с технологией Жохова. Все эти особенности мы объясняем родителям на двухнедельных семинарах, которые проводятся в начале учебного года».

И. Кучме был задан вопрос и по поводу системы оценок в классах Жохова. «Оценки нам не нужны, для нас важны рейтинги, поскольку в них учитывается активность детей, а это самое главное, – ответил И. Кучма. – К традиционной системе оценок мы не привязаны, у нас введена десятибалльная система».

Некоторые участники беседы просили И. Кучму уточнить юридический статус обсуждаемой методики, в частности, имеет ли она официальную рекомендацию Министерства образования. Как сказал И. Кучма, такой рекомендации у технологии Жохова нет. Тем не менее, сторонники методики не считают это препятствием, ссылаясь на ФГОС, где написано, что учитель имеет право выбирать ту технологию, которая ведет к образовательному результату. На этом основании они призывают родителей бороться за то, чтобы в общеобразовательных школах открывались классы, работающие по методике Жохова.

«Какие перспективы получения образования у детей, окончивших начальную школу по методике Жохова?» – поинтересовались родители. По мнению И. Кучмы, в среднем и старшем звене для таких детей нужна очень сильная школа или домашнее образование. Либо детский коллектив переходит в пятый класс в полном составе, и тогда педагогам приходится ориентироваться на общий высокий уровень знаний детей.

 

* * *

Какое же впечатление осталось у участников встречи в лицее «На Пресне»?

Ксения Фридрих, организатор семейной школы: «Я общаюсь со многими родителями, которые спрашивают про эту систему обучения. Я была очень поверхностно знакома с ней, и было желание послушать человека, который организовал школу, работающую по этой системе. У меня, как у организатора учебного процесса, было много вопросов. В целом я получила на них ответы, но осталось еще немало невыясненного, но я думаю, что в рамках данной встречи это было просто невозможно, надо встречаться лично и разговаривать. Многое из того, о чем рассказал И. Кучма, мы практикуем сами, выбирая такие подходы к обучению на интуитивном уровне, не зная этой методики. При этом я думаю, что детям необходимо предоставлять свободу, но все-таки делать это надо дозированно. Потому что я столкнулась с тем, что в детском коллективе все равно возникают конфликты, и их нужно решать. И если нет учителя, который мог бы их решить, то они не исчерпываются, а только нагнетаются.  Так что вопрос дисциплины в жоховских классах был для меня основным, и он так и остался открытым. Тем более что сейчас я поговорила с мамой ребенка, который ходит в такой класс, и она подтвердила, что дисциплина у них – основная проблема, многие родители из-за этого забрали своих детей».

Лара Покровская, практик семейного образования, заместитель главного редактора журнала «Семейное образование»: «Меня заинтересовали споры, которые происходят в интернете вокруг этой методики. Жоховцы очень активны, но конкретной информации не дают. Занимаясь семейным образованием, я знаю, что вокруг него создается очень много мифов, не соответствующих действительности. Поэтому допускаю, что то же может происходить и с системой Жохова. И вот пришла на эту встречу в надежде, что мифы будут развеяны, все вопросы получат конкретные ответы. Шла сюда с таким впечатлением, что все это в  чем-то похоже на секту – из-за того, что нигде нет конкретных сведений. С таким же ощущением я и ухожу. Мне не очень понятно, почему это такая «система в себе», как же все-таки будут достигаться обещанные академические успехи и почему нельзя со стороны прийти и посмотреть на эти занятия, чтобы составить свое впечатление. Хочется какой-то большей открытости, я ее не получила».

И.М. Чапковский подытожил увиденное и услышанное так: «Сегодня я убедился в том, что эта система в принципе не подходит для семейного образования, так как она ставит над родителем некую матрицу, в соответствии с которой ему предлагается взаимодействовать с ребенком. Фактически это отказ от свободы выбора и от своего родительского достоинства. Родительской любви остается место только при вмешательстве в вопросы дисциплины, а что касается предоставленного законом права родителей на выбор способов обучения, а также индивидуализации обучения – все это жоховская система отвергает. На мой взгляд, она имеет сходство с разработками педагогов-новаторов, которые пытались оживить классно-урочную систему, видя, что она свою задачу выполнила и начинает деградировать. Они надеялись вдохнуть в нее новую жизнь, используя современные научные достижения, в частности, в физиологии, что, на мой взгляд, вряд ли возможно применить на практике. Поэтому таких педагогов-новаторов я назвал бы педагогами-реаниматорами, так как они пытаются действовать в рамках уже отжившей системы. К сожалению, все методики педагогов-новаторов, как правило, заканчиваются вместе с ними, поскольку держатся исключительно на харизматичности их ярких личностей. Наверное, В.И. Жохов тоже это чувствует, поэтому предпринимает попытку передать пошаговые видеоинструкции для каждого занятия. За подобными попытками стоит научное высокомерие и желание поставить себя выше родителей. Классно-урочная система была принята в условиях, когда родители были преимущественно неграмотными. А сейчас все взрослые в нашем обществе грамотные, и если они имеют желание, если образование ребенка для них – главный капитал в жизни, то они могут обеспечить его самостоятельно, безо всяких жестких методик». 

22 октября 2015 г.









 


© 2005-2024 Игорь и Валентина Чапковские     
© Все права защищены     
По вопросам использования материалов пишите     
в форму обратной связи > >     
     


Rambler's Top100