Семейное образование
         

Проект Игоря и Валентины Чапковских

Общение и обмен информацией родителей из разных регионов России
 
 
Rambler's Top100
 
 
 
 




Связаться с авторами
Об авторах: И.М.Чапковский.
С вопросами перепоста материалов
и по вопросам сотрудничества
или размещения рекламы
пишите в форму обратной связи




Ни шага в познании без шага в мышлении

Нина Иванова, наш специальный корреспондент

«Весь мир – наша школа» – фестиваль хоумскулинга (homeschooling – семейное обучение детей) с таким названием прошел 25 апреля на территории НОУ СОШ «Наши пенаты» в Москве. В отличие от Санкт-Петербурга, где сторонники семейного образования уже проводили подобные встречи, для столицы это был первый масштабный фестиваль такой тематики. Его организовали Светлана Марзеева и Алексей Семенычев, которые работают над интернет-проектом «Альтернативное образование в России».

Мы спешим дать материал об этом событии и надеемся, что организаторы и участники пришлют нам свои отклики и дополнения.

«Нас не так много, и все же немало», – констатировал Алексей. А Светлана добавила: «Не все родители, которые обучают своих детей дома, хотят делать это в одиночку. Им необходимо обсуждать важные вопросы в кругу единомышленников, нужна поддержка друг друга и просто общение с теми, кто разделяет их цели и стремления. А потому сторонники хоумскулинга все активнее объединяются».

Отличительная особенность фестиваля в том, что он был рассчитан на участников любого возраста: от дошкольников и школьников до их родителей, бабушек и дедушек. Еще одна явная и весьма показательная черта – присутствие среди гостей и участников большого числа молодых мам с грудными детьми и малышами, едва научившимися ходить. Этот факт – подтверждение того, что с каждым годом родителей, готовых взять на себя ответственность за образование своих детей, становится все больше, а значит, у хоумскулинга многообещающая перспектива развития, и пик его популярности еще впереди.

Для тех, кто еще только собирается присоединиться к хоумскулингу, стала настоящим подарком возможность пообщаться и послушать признанных специалистов, имеющих собственные инновационные разработки в области альтернативного образования. Это Игорь Чапковский, Ольга Соболева, Владимир Львовский и Анатолий Гин. Трое из названных опинион мейкеров [тех, кто формирует общественное мнение] – представители сильной половины человечества, из них двое – физики по образованию, один – математик.

 

О чем спорят и в чем соглашаются мэтры, или

Трое мужчин – физики  и математик - и одна женщина-гуманитарий


1. И.М. Чапковский. Организатор и руководитель проекта «Свободное развитие» Игорь Чапковский единственный из всех мэтров выбрал такой формат общения с участниками фестиваля, при котором важная роль отводится самим ребятишкам, получающим семейное образование и консультативную поддержку в «Свободном развитии». Устроенная им детская пресс-конференция имела большой успех у присутствовавших, поскольку порой ответы ребят, младшему из которых восемь, а старшему – десять лет, давали богатую пищу для размышлений, вызывали то изумление, то приступы смеха своей неожиданностью и оригинальностью. «Идеальная школа – это такая, в которой интересно», – утверждают дети. Второклассница Маша (в первом классе она ходила в обычную школу, а сейчас учится дома) рассказала, что перепробовала много школ, прежде чем начала учиться дома. Иногда ей не хочется заниматься, но мама не устраивает из-за этого скандалы, и вместе им удается прийти к верному решению. Третьеклассник Давид перешел на семейное образование только в нынешнем году. «Занимаюсь я обычно часа два после обеда и получаю не меньше знаний, чем в школе», – говорит он. Четвероклассник Даня учится дома полтора года, и ему это нравится тем, что остается много свободного времени на любимые занятия – чтение и творчество. А Полина, которая сейчас тоже в четвертом классе, вспоминает: «В школе мне было плохо и скучно».

Игорь Моисеевич комментировал слова юных участников пресс-конференции и сам отвечал на вопросы, делился опытом, давал советы, основываясь на своей многолетней работе с детьми.

Вот что он рассказал:

«Хочу напомнить элементарную родительскую цель: ребенок должен быть счастлив, здоров и образован. Так вот, семейное образование возникло как раз на почве того, что школа стала посягать и на здоровье, и на счастье ребенка. Чтобы ребенок был здоров, можно обратиться к соответствующим специалистам. А вот чтобы ребенок был счастлив – для этого никого не наймешь, это только родительская задача. Все советы, которые я даю начинающим родителям, я не изобретал, а просто взял из жизни. Например, часто спрашивают, когда ребенок должен просыпаться по утрам. Я неоднократно интересовался, во сколько встают дети, которые получают семейное образование. И чаще всего родители называют цифру 9-10 часов. Это исключительно важно, потому что такое время подъема соответствует естественным биологическим ритмам организма. Их нарушение влечет за собой нездоровье человека.

Еще один вопрос – когда лучше проводить занятия по учебным дисциплинам. Одни делают это в первой половине дня, другие – во второй. Главное – чтобы был выделен определенный час, когда ребенок должен сесть за уроки. Это помогает исключить влияние разных настроений, правильно организовать свое время.

Спрашивают родители и про чтение, и про увлечение детей компьютером и телевизором. Много лет я занимался подготовкой старшеклассников к вступительным экзаменам по математике. До середины 1970-х годов, если в школе ребенок учился на пятерки, то его довольно быстро можно было подготовить к поступлению и на мехмат МГУ, и в Бауманку, и в Физтех. Среди нынешнего молодого поколения все меньше и меньше людей с реализованными естественнонаучными способностями. Происходит это, на мой взгляд, отчасти из-за визуализации информации, которую получают дети. До массового внедрения телевидения в 1970-х годах было очень много детей, у которых в возрасте 9-10 лет начинался период запойного чтения. Нынешнее поколение детей воспринимает информацию более визуально, нежели вербально. Это плохо тем, что визуальная информация конкретна, она не развивает абстрактного мышления. Слово заведомо более абстрактно.

Еще вывод на основе моего опыта. В начальной школе родители должны физически присутствовать во время занятий. Объясняется это просто. В младших классах дети еще не умеют самостоятельно выходить из интеллектуальных тупиков. Если ребенок попал в тупик, необходимо сразу же вывести его оттуда, безо всяких разговоров типа «да ты же вчера решал похожую задачу», «да как же ты не понимаешь»… Ничего этого не нужно. Нужно просто взять и вывести из тупика. Потому что цель начальной школы – создать образовательные инструменты, то есть научить ребенка читать, писать и считать. Это не знания как таковые, а психофизические навыки. Школа этому тоже учит, но в результате ребенок не хочет туда ходить. То есть мы должны привить эти психофизические навыки так, чтобы ребенок сохранил естественный интерес к познанию мира. И вот он окончил начальную школу, читать, писать и считать умеет, учиться хочет. Что дальше? Дальше необходимо научить его самостоятельно пользоваться этими образовательными инструментами. Обычно на то, чтобы ребенок научился самостоятельно извлекать знания, уходит два-три года, то есть это происходит примерно к седьмому классу. И тогда мы считаем, что родительская задача в отношении образования выполнена.

Нередко родители, которые задумываются о семейном образовании, спрашивают, как это оформляется юридически. До последнего времени все дети, получающие образование дома, считались учащимися государственных образовательных учреждений, где проходили аттестацию и получали итоговые документы.

Популярная тема для обсуждения – когда начинать хоумскулинг. Как нет одной таблетки от всех болезней, так не существует и общего подхода к тому, когда и как учить ребенка на семейном образовании. Это же индивидуальное образование. Вы – мамы и папы – профессора в отношении своего ребенка, ведь вы его лучше знаете, чем кто-то со стороны. Конечно, легче, если семейное образование выстраивается с самого начала обучения. Если ребенок к нам приходит в старших классах, его сложнее научить работать головой, поскольку он уже получил другие установки в массовой школе. Вовлеченность в интеллектуальный труд достигается годами. Решать различные проблемы семейного образования успешнее всего получается путем создания родительских объединений по территориальному принципу.

И, наконец, мое мнение по поводу идеальной школы. Я считаю, что ее не существует, потому что классно-урочная система свою историческую миссию выполнила. В свое время она возникла для того, чтобы обеспечить мировое производство грамотными рабочими. Неграмотные родители не могли соответствующим образом обучить своих детей, поэтому потребовалась эта система. В середине двадцатого века эта задача была решена, система была подвергнута уничижительной критике со стороны социологов и философов. Критиковали они хлестко и здорово, но ответа, что делать дальше, не нашли. Этот ответ нашли мы с вами: будем учить детей сами. Традиционная массовая школа при этом никуда не исчезнет, как не исчезли церковные школы, которые раньше были основными носителями образования, а теперь просто заняли свое место. Но существующая образовательная система должна будет чуть-чуть подвинуться, почувствовать перспективу и потенциал семейного образования».

 

2. О.Л. Соболева. Автора и разработчика системы инновационных методик обучения и развития дошкольников и младших школьников, руководителя дошкольной образовательной программы «Диалог» Ольгу Соболеву хорошо знают все хоумскулеры, даже если лично они с ней не знакомы. Ведь она не только педагог и методист, но и автор, научный редактор более шестидесяти книг, методических, учебных и учебно-развивающих пособий. Свою творческую мастерскую Ольга Леонидовна назвала «Сказки все это!», вложив в такое необычное название двойной смысл. Во-первых, по ее мнению, всего лишь сказками можно назвать расхожие представления о том, что ребенку нельзя дать качественное образование в домашних условиях. Во-вторых, сказки (на этот раз – в прямом смысле этого слова) О.Л. Соболева рекомендует как можно шире использовать при обучении не только малышей-дошколят, но и учеников начальной школы. Больше того: она считает, что опираться на сказочную метафоричность необходимо при объяснении любого материала ребенку в возрасте до 12 лет.

В семье есть все возможности, чтобы дать ребенку качественно иное образование, чем в школе, считает О.Л. Соболева. И дело не только в методиках обучения, но и в эмоциональном контексте. Книги должны быть другими, но и подход к обучению должен быть иным, иначе альтернативное образование имеет очень мало смысла. «Ребенок должен находиться в эмоциональном благополучии – это самое главное, самое первое, – подчеркивает Ольга Леонидовна. – Вспомните, какое в школе ключевое слово? «Соберись!» В переводе на детское восприятие – «сожмись». То есть, ребенок психологически, эмоционально закрыт. А ему дают в это время важную информацию, и в итоге она затрагивает его сознание лишь по касательной. Все-таки лучше всего знания усваиваются, когда ребенок расслаблен». Понимая, что такое утверждение найдет поддержку далеко не у всех, Соболева привела пример, доходчивый для любой женщины: «Когда вы берете какой-то драгоценный крем для омоложения, то сначала делаете определенные процедуры, чтобы все кожные поры раскрылись. Тогда крем проникает глубоко и хорошо усваивается. А с детьми поступаем наоборот, и глубинные процессы не включаются! А ведь это одно из главных преимуществ обучения в семье – возможность создать такую обстановку, чтобы ребенок раскрылся для восприятия информации».

Еще один совет Ольги Соболевой родителям, самостоятельно занимающимся обучением своих детей – не идти по пути переноса школьных стереотипов в семейное образование. У многих мам постоянно ощущается внутренняя тревожность, поскольку они все время нацелены на результат. И даже когда они вроде бы используют игровые формы обучения, эта игра получается фальшивой, потому что в уме они настроены на конкретные достижения-стереотипы. Это – большая ошибка. Во время занятия очень важно настроиться только на процесс, тогда результат достигается сам собой. «Многие мамы, идя на этот очень серьезный и смелый шаг – забирая ребенка на альтернативное обучение – дома устраивают для него практически такую же школу, – говорит О.Л. Соболева. – Я часто общаюсь с такими мамами по скайпу и вижу: лица у них – в точности как у поставленных в жесткие школьные рамки педагогов. И интонации, и форма вопросов, и их содержание – ну, в точности учителя! И я никак не могу понять: для чего же они занялись хоумскулингом? Если принимать решение об альтернативном образовании ребенка, то не ради того, чтобы ему стало чуть-чуть лучше, чем в массовой школе. Не надо становиться для своих детей тем педагогом, от которого вы ушли. Необходимо избавиться от школьной модели обучения, основанной на императивности, обязаловке, жесткости».

О.Л. Соболева поделилась со слушателями и таким важным наблюдением: колоссальную роль в усвоении знаний маленькими детьми имеет образ, метафора. Становясь старше, человек теряет метафоричность, образность речи, а она необходима для тех, кто занимается обучением детей. Метафоры могут быть и сказочными. Сказка – один из основных способов передачи информации ребенку, и важна именно метафорическая сказка или сказочная метафора, считает Ольга Леонидовна. В связи с этим она рассуждает: «Некоторые мамы говорят, что они не умеют фантазировать. Но задумайтесь, если вы не умеете варить кашу, а ребенок голоден, – что вы будете делать? Конечно, учиться ее готовить, а не запихивать в ребенка ту еду, которая ему не подходит. С усвоением знаний – то же самое. Интеллектуальная пища не менее необходима меленькому человеку, причем получать он ее должен в определенной, подходящей ему форме».

«Не надо спешить, – просит родителей педагог. – У вас дистанция марафонская, а не спринтерская. Здесь важна стратегия: не экстенсивное, а интенсивное развитие – через глубину, чтобы мозг был готов воспринимать информацию. Призываю вас, чтобы вы не гнали своих детей, не гнались за количеством страниц и параграфов. Навыки и умения конечны. Даже если сейчас вы дадите ребенку навыки на два года вперед, все равно наступит момент, когда ему придется усваивать новую информацию. Поэтому главная задача развивающего обучения – чтобы ребенок умел учиться, развиваться творчески. Если хотите, чтобы в жизни дети себя реализовали, постарайтесь подарить им креативость. Если сразу не можете отдать ребенку «на откуп» принятие важных решений о том, как и чему учиться – создайте хотя бы иллюзию добровольности, дайте возможность выбора, чтобы у ребенка было ощущение, что это его решение. Особенно это касается двух самых важных навыков, которые дети приобретают в начальной школе – чтения и письма. На этапе обучения этим навыкам, когда еще не достигнут автоматизм, читать и писать надо только то, что ребенку интересно и приятно. Не дозируйте чтение и письмо ни объемом, ни временем. Не просите прочитать что-либо три раза или переписать несколько раз. Если хотите, чтобы ваш младший школьник еще писал – пусть это будет какой-то другой текст, если, конечно, он сам не захочет переписать прежний. Не думайте о завтрашнем уроке, думайте о его жизни. Читайте ему сказки каждый день, не откладывайте на завтра. Ведь завтра неизбежно произойдет хотя бы маленькое изменение, и это будет уже другой ребенок».

 

3. В.А. Львовский. «Да, массовая школа сейчас плохая. Да, вы знаете своих детей гораздо лучше, чем их могут узнать педагоги в школе. И да, не надо привносить в отношения родителей с детьми модель школьного обучения», – согласился с предыдущими выступавшими Владимир Львовский – кандидат психологических наук, проректор по опытно-экспериментальной работе Открытого института «Развивающее образование», международный эксперт по оценке качества образования, разработчик курса физики по новым Федеральным государственным образовательным стандартам. Однако Владимир Александрович не стал скрывать, что отдельные объективные реалии семейного образования и некоторые бытующие в этой сфере мнения вызывают у него опасение и даже неприятие. «Никто, не имея специального образования, не берет на себя ответственность за профессию врача. Но ведь учитель – это тоже профессия, секреты которой необходимо постигать, – поделился своими рассуждениями В.А. Львовский. – Новый учитель занимается не ретрансляцией знаний, а развитием мышления. В расслабленном состоянии мышление не развивается, тут я не согласен с Ольгой Леонидовной Соболевой, утверждающей обратное».

«Ни шагу в познании без шага в мышлении» – поделился В.А. Львовский своим педагогическим девизом. Его творческая мастерская на фестивале называлась «Что такое деятельностный подход к обучению: новые стандарты, новые возможности, новые риски».

«Либо человек понимает, как в голову ребенка входят знания, либо не понимает», – отметил Владимир Александрович и рассказал, как он проводил мастер-класс для детей и их родителей в одном из сельских населенных пунктов. Речь шла о том, как объяснить младшим школьникам тему «Круговорот воды в природе». В итоге выяснилось, что в силу особенностей своего мышления учащиеся начальной школы еще не способны наглядно представить те процессы, которые имеют логическое объяснение, но не видны глазу. Однако никто из родителей на мастер-классе не смог сформулировать данный вывод. Не получилось это сделать и у участников фестиваля «Весь мир – наша школа», после чего В.А. Львовский сказал: «Будь моя воля, я бы всех детей пинками загнал в хорошую начальную школу, потому что она вводит ребенка в мир культуры, и непрофессионал не может этого сделать». Он также отметил: «Младший возраст – это вхождение в культуру и преодоление себя через культуру. А она, как сказал известный психолог Л.С. Выготский, входит только через совместную деятельность людей».

По мнению В.А. Львовского, принятая в школе классно-урочная система не противоречит этой цели, но она вредна для учащихся средней и старшей школы, когда в обучении появляются иные задачи. И в этот момент он рекомендует задуматься о возможностях альтернативного образования.

«Школа идет в неправильном направлении, – говорит он. – Она хочет новые методы обучения отделить от урока. Мол, на уроке делайте, как всегда, а коммуникативные компетенции будем формировать в рамках внеурочной деятельности. Надежда на то, что школа поменяет содержание образования – очень слабая». В заключение Владимир Александрович пригласил всех желающих на общее собрание некоммерческого партнерства «Авторский клуб», намеченного на 4 июля, а также на тренинги, которые начнутся в сентябре.

 

4. Анатолий Гин. Педагог, специалист по теории решения изобретательских задач Анатолий Гин известен не только как мастер ТРИЗ, гендиректор автономной некоммерческой организации содействия инновациям «ТРИЗ-педагогики», но и как автор замечательного методического издания «Приемы педагогической техники», а также линейки учебников для первоклассников. Эти учебники оказались невостребованными в массовой школе, и Анатолий Александрович надеется, что они пригодятся тем, кто хочет сам заниматься обучением своих детей.

Первый вопрос, на который Гин попытался ответить во время встречи с участниками фестиваля – почему в развитом мире семейное образование побеждает? Он привел данные о том, что два миллиона американских семей обучают детей дома, и по всем результатам проверок уровень образования у этих детей выше, чем в школах. В чем же основной недостаток школы? По мнению А.А. Гина – в том, что там ребенок все время ведомый, он привыкает к этой роли и не может выйти из нее, когда потом ему говорят: будь самостоятелен. Второй серьезный минус – воспитываемое большинством школьных педагогов отношение к ошибке. «Вы ничего не сможете сделать в жизни, если будете бояться ошибиться. Этого достаточно для того, чтобы не отдавать своего ребенка в школу», – сказал Анатолий Александрович.

Важная тема, которую поднял выступающий – чему учить. К сожалению, как отметил А.А. Гин, чаще всего решения об этом принимаются на основе сложившихся стереотипов, без понимания процессов развития цивилизации. Например, согласно стереотипам, ребенка необходимо научить писать. А вот в Финляндии со следующего года отменили обучение слитному письму: при наличии компьютеров это не имеет смысла. Такое же решение принято в нескольких штатах США…

В 2000 году А.А. Гин создал клуб «Образование для Новой Эры», объединивший мастеров по решению изобретательских задач. Рассуждая о том, как движется цивилизация и что будет с образованием, они пришли к выводу, что человеку будущего понадобятся, прежде всего, эмоциональный интеллект и креатив. Поэтому А.А. Гин, как и его коллеги, выступавшие на фестивале, считает одной из важнейших задач воспитание креативности в ребенке. «На подходе крупнейшие изобретения, которые изменят нашу жизнь, как ее изменили сотовая связь и интернет, – говорит Анатолий Александрович. – Этого нельзя не учитывать в процессе обучения. Два колоссальных прорыва ждут человечество. Первый – в области медицины. Исследования генотипа позволят индивидуально подходить к охране здоровья, люди будут дольше жить, значит, больше знать и уметь. Второй прорыв – искусственный интеллект, который возьмет на себя многие нынешние функции человека. В результате огромный пласт профессий и специальностей станет ненужным экономике. Что останется востребованным? Коммуникации, учительство, родительство, креатив».

Еще один важный вопрос – как учить? Как отметил А.А. Гин (и в этом он тоже солидарен с коллегами), настоящие знания – только там, где есть понимание. «Своих детей я учу соображать, – говорит Анатолий Александрович. – Это творчество в его самом высоком смысле. Именно отсюда все знания. Любые формулы мертвы, если ты не понимаешь их смысла. Мы с ребенком не заучиваем какую-то информацию специально. Но мы постоянно решаем изобретательские, исследовательские задачи, задаем вопросы и отвечаем на них. Причем этот процесс вписан в контекст повседневной жизни. Смотрим вокруг себя и, проявляя любопытство, задаемся вопросами, а потом находим ответы на них. Я добиваюсь только одного: чтобы знания приходили через думанье, через мышление.

Все дети разные, и не должно быть общих для всех рамок: сколько прочитать, насколько быстро писать и считать обязан ребенок в том или ином возрасте. И общего рецепта обучения тоже не существует. Это очень творческая работа, которая состоит из череды открытых вопросов. Хочу подчеркнуть одну неоспоримую истину: когда результат обучения приносит удовольствие, знания лучше усваиваются и запоминаются».

 

Где вам будут рады, или

Парад презентаций

 

Место проведения фестиваля «Весь мир – наша школа» было выбрано вовсе не случайно. Как известно, для хоумскулеров большая проблема – как вписаться в существующую школьную систему, найти подходящее образовательное учреждение, где можно проходить промежуточную аттестацию, сдавать экзамены, получать официальные документы по результатам итоговых испытаний. По мнению опытных «семейщиков», в Москве есть две школы, которые являются лидерами дистанционного обучения. Одна из них – «Наши пенаты». Тут охотно принимают учащихся на заочную форму, причем взаимоотношения с ребенком, получающим образование в семье, строятся на таком уровне, который просто невозможен в государственной школе: педагоги консультируют родителей и детей, можно сказать, бережно и заинтересованно ведут их по пути к школьному аттестату. «В государственную школу хоумскулеры идут за экзаменами, а мы им предполагаем помимо этого комплекс полезного деятельностного общения, причем для имеющих московскую регистрацию прикрепление к школе – услуга бесплатная», – объясняют представители этого образовательного учреждения.

Площадкой для самого разнообразного и разнонаправленного креатива стали «Наши пенаты» на весь субботний день 25 апреля. Интересные и полезные занятия нашли себе и дети, и взрослые. Главная задача – творческое взаимовыгодное общение – была реализована в полной мере. А как и где обеспечить такое общение в долгосрочной перспективе, рассказали представители различных объединений сторонников хоумскулинга.

К примеру, Светлана Марзеева посоветовала обратить внимание на такие проекты, как летние семейные экологические образовательные лагеря. По ее словам, ближайшим летом такой лагерь будет организован в рамках проекта «Альтернативное образование в России».

Обратилась к участникам фестиваля и Елена Липгарт – организатор клуба поддержки семейного образования и мама четверых детей, двое из которых уже достигли школьного возраста и обучаются дома. Про то, что собой представляет клуб и для чего он нужен, Елена рассказывает так: «Сложилось сообщество, внутри которого люди знают друг друга в лицо, и это такая большая группа поддержки. Ощущение того, что мы нашли единомышленников, что нас много и мы сила, которая способна что-то сделать – это очень важно. С другой стороны, можно хорошо провести время в своем кругу. С третьей – среди нас есть разные специалисты, мы можем получать их профессиональную поддержку, обучать и обучаться друг у друга. Проводим общие образовательные мероприятия, организуем экскурсии. Принцип нашего сообщества – оно открыто для всех. Каждый может присоединиться к нашим проектам в зависимости от своих интересов и интересов ребенка. Есть два уровня: общие большие встречи, которые рассчитаны на родителей, и встречи отдельных групп, объединенных по территориальному признаку. Они собираются в основном в библиотеках, куда приходят вместе с детьми. Такие группы есть в разных районах: у станций метро Молодежная, Академическая, ВДНХ, Гальяново».

О своем проекте рассказала и Лара Покровская, лидер группы «СВАО хоумскулинг», в которую входит 65 семей. Такое объединение, по словам Покровской, помогает продвигать семейное образование и формировать отношение общества к хоумскулингу.

Интересно было послушать и информацию о проекте «Ковчег», который реализуется в Калужской области. Сейчас в нем участвуют 150 человек, в том числе около 50 детей, 30 из которых – школьники. Родители сами занимаются с детьми – своими и чужими. Есть музыкант, и 15 детей учатся музыке. Есть театральная студия, преподается рисование, ремесла, проводятся семинары для родителей, для женщин. «Нас интересует вопрос объединения для обучения своих детей, а также дистанционная форма обучения и семейные школы, с которыми можно взаимодействовать», – сказала представитель «Ковчега».

Школа «Дети Арбата» презентовала на фестивале коучинговые технологии, предложила консалтинговые услуги по созданию умной среды дома и выбору методики обучения ребенка. «Лесная школа» представила свой проект «Прана Мама – фестиваль длиною в лето». В большой семейный лагерь летом пригласил всех желающих Игорь Донченко. Мать восьмерых детей Наталья Зарова предложила участникам фестиваля обратиться в тренинговую компанию «Центр альтернатив» на Тургеневской, чтобы лучше узнать внутренний мир своих детей.

Если говорить об общем впечатлении, которое оставил этот парад презентаций, то, наверное, это яркое и позитивное ощущение того, что жизнь может быть бесконечно интересной и разнообразной для тех, кто неравнодушен и открыт для всего нового.

 

Чему может научиться ребенок, если у него много свободного времени, или

Таланты и поклонники

Стихи и музыка, театральное искусство и танцы, спорт и книги – на все это хватает время у ребенка, который обучается дома, получает семейное образование с учетом своих особенностей, способностей и интересов. Какие результаты это приносит, показали девчонки и мальчишки – участники концерта, устроенного для участников фестиваля «Весь мир – наша школа».

Концерт, подготовленный силами детей – это всегда серьезное переживание для юных талантов. В данном случае – тем более, ведь они представляли не только собственные творческие достижения, но и в своем лице – достижения всех ребятишек, которые приобщаются к культурным и образовательным ценностям с помощью родителей, без участия педагогов массовой общеобразовательной школы. Дети декламировали стихи, пели, играли на виолончели и фортепьяно, показывали мини-спектакль.

Свои таланты и навыки ребята продолжали демонстрировать и после концерта на мастер-классах, которые вели на равных вместе со взрослыми. Занимательная наука, рукоделие, кулинария – вот далеко не полный перечень направлений, по которым были организованы обучающие занятия, презентации и интерактивные игры. Причем все это полезно не только для увлекательного досуга, но и для успешного обучения. Например, математический квест, рассчитанный на ознакомление с методиками быстрого счета. «В уме можно считать быстрее, чем на калькуляторе, – утверждает автор и ведущий квеста. – Главное – знать таблицу умножения, остальное – дело определенных навыков». Методики обучения этим навыкам он облек в захватывающий динамичный сюжет.

Можно еще долго перечислять увлекательные занятия, которые предложили детям и взрослым организаторы фестиваля «Весь мир – наша школа». Еще бы: ведь только программа мероприятий этого насыщенного фестивального дня заняла целых три страницы…










 


© 2005-2024 Игорь и Валентина Чапковские     
© Все права защищены     
По вопросам использования материалов пишите     
в форму обратной связи > >     
     


Rambler's Top100