Семейное образование
         

Проект Игоря и Валентины Чапковских

Общение и обмен информацией родителей из разных регионов России
 
 
Rambler's Top100
 
 
 
 




Связаться с авторами
Об авторах: И.М.Чапковский.
С вопросами перепоста материалов
и по вопросам сотрудничества
или размещения рекламы
пишите в форму обратной связи




Если вы выбрали семейное образование

Игорь и Валентина Чапковские

 

«Ошибка тех, кто думает, что образование —
это в плане идей. Нет, это всегда передача опыта.
Трагедия, пустота и банальность академизма,
игра в примечания… Люди убеждаются не доводами.
Они „загораются“ или нет». 

     Шмеман А., протоиерей 

    (Дневники. 1973-1983)



Итак, вы выбрали семейное образование. Впереди море проблем и ответственность за результаты. Если отдать ребенка в школу, можно о многом не думать, например, что такое образование, по каким учебникам учить и в каком темпе, с чего начать и как готовиться к экзаменам. Школа всё знает, за всё отвечает…Это так привлекательно, что большинство предпочитает школу. Не будем смущаться, что нас мало и что путешествие долгое, возможно многолетнее, а в море проблем ждут неизвестности. Сотни людей прошли этим путем, не столько трудным, сколько радостным.

Наметим основные ориентиры. Большинство государств, и наше в том числе, поддерживает светское образование. Цель религиозного образования — найти образ Божий, а цель светского образования — найти адекватный современному уровню знаний образ мира: человека, социума, науки и культуры.

Задача школьного этапа образования — получение не гипотетических, не дискуссионных, а безусловных, устойчивых, не меняющихся в пределах одной человеческой жизни знаний о мире. Примером нешкольного знания была теория Дарвина, которая попала в школьные программы из идеологических соображений.

Содержание современного российского образования досталось нам по наследству от Советского Союза. Оно определялось как единое, обязательное, политехническое и было «заточено» для решения тоталитарных задач. Система обветшала, но сохранила свою сущность. Обучая ребенка в семье, мы выполняем требования школы, за что получаем государственную аттестацию, но можем по-своему расставить образовательные акценты.

Математик, физик, биолог, химик — это специальности. В жизни приходилось встречать крупных специалистов в своих областях, которые мало интересовались тем, как устроен мир, являя тем самым пример необразованности. С нашей точки зрения, главными образовательными предметами являются:

  • История, не зная которой мы становимся «Иванами, не помнящими родства», или, не зная достижений других народов, самовлюбленными националистами;
  • География, описывающая наш дом — чудесную, разнообразную планету Земля и нашу собственную страну — богатейшую по природным богатствам и безопасную по климатическим условиям проживания;
  • Литература как искусство слова, дающее такие знания о человеке, которые невозможно получить другим путем.

В начальной школе преподается образовательный инструмент: умения читать, считать, писать. Родительская задача — сделать это, не погасив интереса ребенка к учебе. В 5-6 классах надо научить ребенка самому добывать нужные знания. В старших классах по некоторым предметам придется перерабатывать школьные учебники, а по некоторым - просто их правильно подбирать.

Может, кому-то покажется дерзким предложение самим улучшать учебники. Следует помнить, что вы не решаете проблему с учебниками в Российской Федерации, а подбираете подходящий для Вашего ребенка учебный материал. Ваше преимущество в том, что Вы сразу видите, как он это воспринимает, где-то информации чрезмерно много и она не усваивается, а где-то ее не хватает и надо дополнить. В 90-е годы мы ксерокопировали дореволюционные учебники по истории, в частности, учебники Иванова по средневековью. Современная техника: сканер и компьютер и информация из интернета (ответы на вопросы экзаменов)позволяют с небольшими затратами времени и средств решить задачу подбора учебного матерала для своего ребенка. В старших классах с помощью информационных ресурсов, при умении самостоятельно работать с текстом и прежде всего - его сжимать, можно эффективно подготовиться к экзаменам.

В результате обучения решаются две задачи: ребенок должен хорошо освоить предмет и сдать по нему экзамен.
Январь 2007 года

К разделу «Практика обучения»









 


© 2005-2024 Игорь и Валентина Чапковские     
© Все права защищены     
По вопросам использования материалов пишите     
в форму обратной связи > >     
     


Rambler's Top100