Семейное образование
         

Проект Игоря и Валентины Чапковских

Общение и обмен информацией родителей из разных регионов России
 
 
Rambler's Top100
 
 
 
 




Связаться с авторами
Об авторах: И.М.Чапковский.
С вопросами перепоста материалов
и по вопросам сотрудничества
или размещения рекламы
пишите в форму обратной связи




Обращение участников конференции «Развитие семейного образования в Уральском регионе» к родителям и органам управления образованием

Familyeducation

Мы, участники межрегиональной конференции по семейному образованию, обращаемся к педагогической и родительской общественности, представителям власти, органам управления образованием, а также ко всем заинтересованным во всестороннем развитии и достойном воспитании подрастающего поколения.

В нашей конференции, которая состоялась 19 ноября 2016 года в г. Перми, участвовали сторонники семейного образования из Пермского края, Удмуртской Республики, Республики Татарстан, Республики Башкортостан, Тюменской, Свердловской, Челябинской и Оренбургской областей.

Целью конференции было укрепление связей между родителями из представленных регионов, обмен опытом, выявление и обобщение потребностей семей, выбравших семейную форму обучения детей, а также расширение взаимодействия родителей с администрациями школ и органами управления образованием.

На конференции был отмечен повсеместный рост числа детей, осваивающих школьную программу в рамках семейного обучения. Еще несколько лет назад в субъектах Федерации, смежных с Пермским краем, количество выбравших альтернативные формы образования было незначительным. В настоящее время ситуация заметно изменилась, и семейное образование уже нельзя не учитывать как общественно значимое явление. Так, в 2016 году только в Пермском крае в нем было задействовано 197 семей, а вместе с Удмуртией – более 300 семей.

Интерес к семейному образованию основан, с одной стороны, на мощном образовательном потенциале взрослого населения нашей страны, а с другой - на разнообразных возможностях, декларируемых федеральным законодательством РФ и соответствующими нормативно-правовыми актами субъектов Федерации.

Причиной такого интереса становится желание родителей развивать своего ребенка по индивидуальной личностной траектории, в зависимости от его реальных возможностей и интересов. Почему же сегодня это невозможно сделать в массовой школе?

Классно-урочная система обеспечила всем желающим высокий базовый уровень знаний. Однако всё большее значение приобретает отказ от существующей практики дробления знаний на предметы, ориентация на целостное творческое восприятие мира, метапредметный подход к образованию. Для его реализации необходимо обеспечить каждому учащемуся индивидуальный образовательный маршрут. А это, в свою очередь, требует колоссальных затрат на создание инновационной структуры образовательного процесса и преемственности всех его ступеней, на разработку методической, организационной базы, подготовку учителей нового типа.

Осуществить такие изменения быстро - очень трудно. Но  уже сегодня необходимо адекватно реагировать на быстрые качественные изменения, происходящие в обществе и требующие развития у подрастающего поколения воспитания целостного мышления.

Поэтому важно по достоинству оценить и потенциал семейного образования. Оно обладает большими возможностями при минимальных экономических вложениях, так как большую часть по организации и ведению образовательного процесса осуществляют родители.

Например, принципиально новые образовательные технологии могут быть реализованы при создании подвижного сетевого пространства из небольших групп по 3-7 семей с закреплением за несколькими группами бесплатной площадки при ближайшей школе или учреждении культуры. Благодаря этому будет происходить аккумуляция опыта семей, обмен удачными методическими находками и объединение усилий при организации тех или иных занятий. Кроме того, при осуществлении образовательной деятельности в таком формате будет отрабатываться опыт создания неслучайных, совместимых коллективов, в том числе через подбор значимых для детей типов деятельности. Единое пространство художественной, научной, технологической, философской деятельности выступит системообразующим фактором для межпредметной интеграции, для обеспечения целостности общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка.

Мы, участники конференции в Перми, уверены: семейное образование может обогатить образовательное пространство страны. Однако для того, чтобы оно проявило весь свой потенциал, ему необходима поддержка на всех уровнях законодательной и исполнительной власти, а также со стороны органов управления образованием. Призываем их к конструктивному, заинтересованному и открытому диалогу во имя достижения нового, более высокого образовательного уровня подрастающего поколения.

В то же время, мы обращаемся и к родителям, выбравшим семейное образование для своих детей. Этот выбор накладывает на них большую ответственность, которая не ограничивается успешным обучением ребенка приемам и методам самообразования. Переход на семейное образование – это, прежде всего, старт для нового витка в образовании самих родителей. Недаром оно называется семейным.

При этом мы обращаем внимание родителей на огромные возможности, которые открываются благодаря организации взаимопомощи между семьями. Прежде всего, это возможность развития ребенка в маленьком постоянном коллективе товарищей, имеющих сходные индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности и социальные установки.

 

Отмечая высокий темп развития семейного образования в Уральском регионе, мы констатируем, что в конкретных субъектах Федерации сложилось совершенно разное отношение к этой форме обучения детей школьного возраста. В связи с этим мы убеждены, что возникла необходимость существенно доработать подзаконные документы в субъектах Федерации. В ряде из них до сих пор отсутствует законодательная база для получения родителями компенсации за их труд. Идет подспудное сопротивление некоторых чиновников из-за непонимания сути и возможностей семейного образования.

Зачастую конфликтные ситуации складываются из-за недостаточной осведомленности всех сторон образовательного процесса по поводу законодательных возможностей семейного образования: закона об образовании, Семейного кодекса, Конституции. Отсюда возникают:

- нарушение администрациями образовательных учреждений права родителей присутствовать на промежуточных аттестациях;

- отказ учитывать предложения родителей по периоду сдачи предварительных аттестаций в договоре между школой и родителями;

- отказ определять график аттестации в соответствии с выбранными родителями программами и методиками обучения.

Со стороны муниципальных органов образования возникает необходимость помочь управленческому персоналу школ, родителям на семейном образовании быстро и эффективно освоить законодательную базу семейного образования.

В связи с вышесказанным мы, участники конференции, рекомендуем:

1.     Рассматривать семейный опыт по развитию индивидуальных образовательных траекторий как основу воспитания ребенка.

2.     Налаживать формы равноправного и полезного сотрудничества образовательных учреждений с отдельными семьями и объединениями семей.

Как одну из наиболее перспективных форм такого сотрудничества предлагаем рассматривать создание в каждом районе экспериментальных площадок при школах для самостоятельной метапредметной деятельности родителей с детьми в рамках семейного образования, с возможностью пригласить учителей школы для методических консультаций и совместных семинаров.

3      Перед педагогическими вузами поставить задачу по организации научных исследований в сфере вопросов семейного образования, а министерствам образования субъектов Федерации, входящих в Уральский регион, рекомендовать обмен соответствующим опытом.

4.     Приоритетным направлением в семейном образовании считать налаживание многогранных форм сотрудничества между семьями, вплоть до создания постоянных учебных коллективов.

5.     Рассматривать право родителей на выбор периода промежуточной аттестации и последовательности сдачи предметов как необходимую основу семейного образования.

6.     Развивать нормативную базу семейного образования в каждом субъекте Федерации на территории Уральского региона совместно с органами образования всех уровней.

При внесении поправок в действующие документы и при разработке новых нормативно-правовых актов предлагаем учитывать созданный нашей рабочей группой проект Положения о получении общего образования вне образовательных организаций в форме семейного образования и самообразования, в котором преследовалась цель учета интересов как обучающихся, так и школ.

7.     Обратить внимание органов образования в субъектах Российской Федерации, входящих в Уральский регион, на необходимость оказания координирующей помощи родителям для получения компенсации за питание (для детей из многодетных малообеспеченных семей), для оздоровления детей в летних лагерях местного и федерального значения, при распределении других социальных льгот на местном уровне.

8. С целью эффективного взаимодействия родителей с администрацией школ и представителями органов управления образованием создавать при региональных органах управления образованием общественные советы, в которые могут входить представители родительского сообщества, уполномоченные по правам ребёнка, юристы, представители муниципальных органов управления образованием, другие заинтересованные лица.

 

 









 


© 2005-2024 Игорь и Валентина Чапковские     
© Все права защищены     
По вопросам использования материалов пишите     
в форму обратной связи > >     
     


Rambler's Top100