Семейное образование
         

Проект Игоря и Валентины Чапковских

Общение и обмен информацией родителей из разных регионов России
 
 
Rambler's Top100
 
 
 
 




Связаться с авторами
Об авторах: И.М.Чапковский.
С вопросами перепоста материалов
и по вопросам сотрудничества
или размещения рекламы
пишите в форму обратной связи




Опыт регионов в вопросе компенсаций

Алина Дьякова

В своем выступлении я решила пропустить более очевидные вопросы зачисления-отчисления, а также вопросы промежуточной аттестации – при их несомненной важности – и сосредоточусь на опыте регионов в решении вопроса о выплате компенсации.

По закону 1992 г. родителям, обучающим ребенка в семье, выплачивались денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении, определяемых государственными и местными нормативами финансирования (ст. 40 Закона об образовании, Примерное положение «О семейном образовании»).

С принятием Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация общего образования, в том числе в форме семейного образования, стала относиться к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, и 40 статья о выплатах была отменена, также как и Примерное положение о семейном образовании.

Таким образом, после принятия 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления были уполномочены законом разработать местные Положения по семейному образованию, регламентирующие в том числе и порядок финансирования.

Местные власти – как региональные, так и местное самоуправление –  не спешили это сделать, все местные Положения были инициированы родителями и приняты после долгого сопротивления власти.

В Перми понадобилось два года контактов с министерством образования для начала работы над постановлением правительства края по семейному образованию. От имени "Центра поддержки СО" родители прорабатывали и предлагали в письмах и встречах своё видение СО в крае согласно закона об образовании. Видение норм закона при этом часто было противоположным. Родители из Перми пишут: «Мы исходили из интересов семей и не делали из чиновников врагов. Постепенно мы убедили, что семейники тоже должны получать за свой труд». Компенсации получают уже два года, финансирование образования в регионах существенно различается: в Перми это суммы от 18 до 30 тысяч рублей за год, в зависимости от уровня образования и от того, в городе или селе находится школа, это в пять раз меньше, чем, например, в Омске.

После двух лет опыта были подведены промежуточные итоги. В октябре состоялся визит к министру образования.

«Наметилось ещё большее понимание, на семейном обучении в крае уже больше ста семей. Процессы в семейном образовании не просты и требуют внимания всех заинтересованных сторон. На встрече было решено внести поправки в постановление. Поддержана наша давняя идея дать семьям место для семейных сборов: обмена опытом, теоретической и другой помощи родителям, диалога с ними. Начинается новый этап взаимоотношений», – пишет Штраус Валерий Гершонович, руководитель первой семейной школы в г. Перми.

Омская родительница Ирина Глазкова отстаивала право на получение компенсаций в течение нескольких лет. В 2013 году, наконец, было принято Положение о семейном образовании г. Омска, родителям начали выплачивать компенсации на ребенка начальных классов — в размере 7816 рублей ежемесячно; на ребёнка средних классов — 9770 рублей в месяц; на старшеклассника — 11724 рубля в месяц. Но уже в конце года выплаты прекратили, а в новом Законе Омской области от 18 июля 2013 года №1569-ОЗ "О регулировании отношений в сфере образования на территории Омской области" о компенсациях уже не было ни слова.

Ребенок Ирины был незаконно отчислен из школы. Ирине снова пришлось продолжить свою деятельность, были письма и встречи не только на уровне города и Правительства Омской области, также были написаны обращения Президенту РФ, в Государственную Думу РФ, В Совет Федерации РФ, Общественную Палату РФ, в результате чего права были восстановлены, летом Омский Минобр издал приказ № 39 Об утверждении Порядка выплаты компенсации от 16.06.2015 г. Выплаты продолжили начислять в том же размере.

В мае 2015 родители из Магнитогорска обращались к губернатору Челябинской области и в министерство образования по вопросам урегулирования семейного образования и выплаты компенсации. Из министерства ответили, что не это их компетенция. Родители обратились к посредничеству Уполномоченного по правам ребенка. Губернатор ответил уполномоченному только сейчас - и дал указание министерству образования Челябинской области разработать Закон о Семейном образовании и урегулировать вопрос выплаты компенсаций. В министерстве на прошлой неделе было первое заседание по этому вопросу. Вступление в силу Закона о семейном образовании Челябинской области, включающего в себя компенсации, запланировано на 1 января 2016 года.

Сейчас родители из Челябинской области считают своей задачей включение в состав рабочей группы по созданию закона заинтересованных активистов, чтобы документы были написаны, что называется, лицом к людям, так как бывают очень спорные моменты.

Например, по Постановлению Правительства Свердловской области от 10.07.2013 N 873-ПП по состоянию на январь 2014 года для получения компенсаций требовалось подтвердить педагогическое образование одного из родителей, осуществляющих общее образование ребенка в семейной форме самостоятельно, без приглашения индивидуального предпринимателя. В новой редакции эти строки, ограничивающие права родителей, убраны. Родители Екатеринбурга и Свердловской области начали получать компенсации: 80% размера базового норматива на оплату труда плюс 100% на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды, за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов.

Теперь – об Удмуртской Республике. Проживая в столице Удмуртии, городе Ижевске, я три года назад написала заявление о переводе своего ребенка на семейное образование. В нарушение Закона об образовании, мне отказали в праве на выбор формы обучения. Я прошла все органы власти на уровне субъекта Федерации, написаны были заявления Уполномоченному по правам человека, в обрнадзор, в прокуратуру, в Минобр. После нескольких отказов по указанию Минобра Удмуртской республики было принято решение создать Положение о семейном образовании на уровне местного самоуправления - то есть в г. Ижевске. Таким образом, Минобр не стал принимать документ, регулирующий семейное образование на территории всей республики, и каждому родителю в любом муниципальном образовании приходилось проделывать такую же работу, как мне (на принятие Положения у меня ушло 7 месяцев, после этого еще некоторое время отношения не были урегулированы, всего – в течение года).

Начинали такой путь родители в других городах республики, но до завершения не довели, поскольку они не в состоянии вынести подобное противостояние, отрывая при этом время и силы от воспитания своих детей.

Все время обучения на семейной форме я получала компенсации в размере 100% размера базового норматива на оплату труда за вычетом процента от учебной нагрузки на проведение экзаменов, в результате 92-98%.

Каждый год после выхода нового закона Ижевское Положение пытались пересмотреть, получалось защитить его до этого лета, когда Администрация г. Ижевска все же приняла решение его отменить все с теми же объяснениями, что в Москве.

Я опять провела ту же работу, что и три года назад, правда, у меня ушло на это уже меньше времени, и закончилось это тем, что было написано письмо в Минобр с просьбой предотвратить нарушение права на образование. В результате в сентябре Минобр Удмуртской Республики принял решение разработать Положение на республиканском уровне. Республиканское Положение о семейном образовании проходит на данный момент правовую экспертизу. В нем предусмотрены компенсации.

Государство никогда не решало прекратить финансировать образование части детей в стране. Разработать документы для регулирования выплат местные власти обязаны были сразу после того, как организация образования была передана органам местного самоуправления, то есть более 10 лет назад.

Деньги, которые государство выделило на получение образования для всех детей, не возвращаются налогоплательщикам после того, как часть из родителей не воспользовалась своим правом очно обучать детей в школе. И что бы ни думали по этому поводу школьные работники, государство поддерживает различные формы образования.

Закон 2012 года, по которому семейное образование отнесено к образованию «вне» образовательных организаций, не привнес ничего кардинально нового. И в старом законе обучение проходило в семье, организация процесса лежала на семье, ответственность за результат нес родитель.

К сожалению, так же ничего не изменилось и в отношении органов образования к этой форме: некоторые местные власти предпочитают сэкономить на детях – несмотря на успехи обучающихся на семейной форме, несмотря на то, что выплаты практически во всех документах приурочены к успешному прохождению промежуточной аттестации, таким образом, у родителей, пренебрегающих своими обязанностями, нет шансов их получить.

Опыт российских семей, выбравших семейное образование, вполне подтверждает данные зарубежных исследований о том, что его результаты как минимум ничуть не хуже результатов школьного, а чаще – превосходят их.

Непонятно, почему форма, которая полностью отвечает интересам детей, поддерживается государством РФ, при том, что провозглашается равенство и запрет на дискриминацию – должна быть поставлена в какие-то другие условия, в том числе финансовые. Сегодня большинству родителей, выбравших семейную форму, приходится совмещать обучение ребенка с работой, мало того – школа постоянно чинит препятствия и в выборе формы, и в выборе образовательной организации, и в прохождении промежуточной аттестации, снижая свой и без того уже низкий авторитет.









 


© 2005-2024 Игорь и Валентина Чапковские     
© Все права защищены     
По вопросам использования материалов пишите     
в форму обратной связи > >     
     


Rambler's Top100