Семейное образование
         

Проект Игоря и Валентины Чапковских

Общение и обмен информацией родителей из разных регионов России
 
 
Rambler's Top100
 
 
 
 




Связаться с авторами
Об авторах: И.М.Чапковский.
С вопросами перепоста материалов
и по вопросам сотрудничества
или размещения рекламы
пишите в форму обратной связи




Объективность без стрессов

Егор Грубин, Тамара Могильникова

Недавно наши старшеклассники-“семейники” сдавали экзамен по литературе. Экспертом, оценивающим их знания, выступила преподаватель литературы одной из московских школ.
Экзамен проводился в устной форме, чтобы ученики могли проявить не только знание произведений, но и способности и навыки обсуждения.
Условия для сдачи были самые лояльные. Билеты (составляли их мы), были сформулированы так, чтобы ученики были свободны в выборе произведений — заданным критерием были только авторы. На экзамене ученики могли пользоваться текстами из книг, чтобы иметь возможность найти нужную цитату или пример. Каждому из учеников было уделено достаточно внимания и времени. При этом экзаменатор беседовала с детьми доброжелательно и с действительным интересом к их ответам. Конечно, все это помогло детям не волноваться и отвечать свободно и разносторонне.
Однако дружественная атмосфера, царившая на экзамене, не отменяла строгости и объективности опроса. Чтобы получить пятёрки, ученикам пришлось постараться, подробно и обстоятельно отвечать на вопросы выпавших им билетов. Причем оценивались не одни только знания по теме, но и, например, культура устной речи, способность четко сформулировать свою мысль и логически правильно выстроить ответ, степень самостоятельности суждений и наблюдений ученика при анализе художественного текста...
Не все отвечали одинаково хорошо, бывали и серьёзные недочёты. Экзаменатор постоянно и настойчиво, но при этом очень тактично обращала внимание экзаменующихся на все их ошибки и огрехи, и в результате у детей не было обид или сомнений в обоснованности оценки, а кроме того, прибавлялось опыта на будущее...
Нескольким ребятам попались одинаковые вопросы, например, творчество Есенина. Это было вызвано технической ошибкой, а билеты все ученики брали как положено, — не видя их содержания. Мы предложили заменить часть уже полученных вопросов на другие, но экзаменатор мягко заметила, что не нужно. “Я уже вижу, что даже одинаковые темы они все равно рассказывают по-разному, каждый по-своему...”. На наш взгляд, это было лучшей похвалой и одновременно оценкой работы детей на экзамене.
Несмотря на то, что экзамен был трудный и продолжительный, дети выходили из аудитории весёлые и радостные. Не потому, что “всё наконец закончилось”, а потому, что сам процесс и общение с экзаменатором оказались для них интересными и увлекательными.
Мы поинтересовались и ощущениями преподавателя, которой пришлось несколько часов интенсивно беседовать со старшеклассниками: “Мне было интересно с вашими детьми. Они живые, думающие, они читали произведения, о которых рассказывают, с ними есть о чем поговорить. Поэтому я и не устала...”









 


© 2005-2024 Игорь и Валентина Чапковские     
© Все права защищены     
По вопросам использования материалов пишите     
в форму обратной связи > >     
     


Rambler's Top100