Семейное образование
         

Проект Игоря и Валентины Чапковских

Общение и обмен информацией родителей из разных регионов России
 
 
Rambler's Top100
 
 
 
 




Связаться с авторами
Об авторах: И.М.Чапковский.
С вопросами перепоста материалов
и по вопросам сотрудничества
или размещения рекламы
пишите в форму обратной связи




7 класс. География материков и океанов

В. Г. Чапковская

Пояснение:

Самостоятельное изучение географии в старших классах предполагает занятия дома с использованием учебника, атласа, контурных карт. Продолжительность самостоятельных занятий один-полтора часа в неделю. Результаты изучения в виде вопросов и ответов на них должны быть записаны в тетрадь, также фиксируется дата, время начала и конца занятий. Ответы на вопросы должны быть краткими, содержать определения, если они есть, и конкретные примеры. Можно чертить схемы, таблицы и наносить информацию для наглядности на контурную карту. Тетрадей должно быть две, одна сдается на проверку, в другой выполняется очередное задание. В заданиях по контурной карте тоже должны быть отмечены время и дата выполнения. В последнюю неделю четверти учащийся пишет контрольную работу. Она составлена по пройденным за четверть темам. Аттестация производится по сданным еженедельным заданиям и оценке за контрольную работу. Аналогичным образом подводится итог за год.
При выполнении домашнего задания можно использовать любые источники информации: учебники, пособия, энциклопедии, интернет. За неделю до итоговой контрольной работы можно получить консультацию по неясным для учащегося вопросам.

Рекомендуемый учебник:
Коринская В. А., Душина И. В., Щенев В. А. Атлас для 7 классов и комплект контурных карт.

Тема 1. Введение


1-я неделя
1. Какие материки и океаны пересекает экватор, какие — начальный меридиан, а какие — меридиан 180° з. д.?
2. Какие материки лежат только в северном полушарии, в южном, и в южном и в северном.
3. Что такое географическая карта, план? Чем они отличаются?
4. Что такое масштаб? Какой масштаб имеют карты атласа?
5. На какие группы делят карты? Какие особенности каждой из этих групп? Приведите примеры.
6. Назовите основные эпохи накопления географических знаний о Земле.
7. Назовите путешествия и экспедиции.

Задания:
Определите в километрах:
а) ширину Атлантического океана по экватору;
б) расстояние между Африкой и Австралией по 20° ю. ш. (длина дуги 1° по экватору 111,3 км, по 20° - 104,6 км).
По карте определите, какой остров пересекают параллель 8° с. ш. и меридиан 80° в. д.
Нанесите на карту основные маршруты путешествий.

Тема 2. Литосфера и рельеф Земли


2-я неделя
1. Каково внутреннее строение Земли? Что называют литосферой? Какие движения в ней происходят?
2. Какие явления происходят на границах ее плит? Как размещаются на Земле сейсмические пояса?
3. На какие группы делят горные породы по происхождению? Приведите примеры.
4. Какие три слоя составляют земную кору? Какова толщина коры у материков? Под океанами?
5. Выделите два признака, отличающие материковую кору от океанической.
6. Расскажите о землетрясениях и извержениях вулканов

Задания:
Нанесите на карту границы литосферных плит и линий разломов, направления движения материков.

3-я неделя
1. Что можно узнать из содержания карты строения земной коры?
2. Где в далеком будущем на Земле могут образоваться новые океаны? Новые материки?
3. Назовите основные формы поверхности на суше и океаническом дне.
4. Что такое рельеф? В чем причины его разнообразия?
5. Какие внутренние и внешние силы воздействуют на рельеф? Как изменяются горы и равнины во времени?

Задания:
Нанесите по памяти основные горные системы, отдельные вершины и действующие вулканы.

Тема 3. Атмосфера и климаты Земли


4-я неделя
1. Из каких слоев состоит атмосфера? Роль каждого слоя. Какие газы ее образуют?
2. Каковы закономерности распределения температур, а также осадков на Земле?
3. Почему близ экватора выпадает много осадков, а в тропических областях — мало?
4. Какая существует зависимость между поясами атмосферного давления и количеством осадков?
5. Назовите постоянные ветры над земной поверхностью и объясните их образование.

Задания:
Нанесите на карту основные направления ветров зимой и летом.

5-я неделя
1. Что такое воздушная масса? Какова роль воздушных течений в распределении тепла и влаги?
2. В каких из них — восходящее движение воздуха, в каких — нисходящее и какое влияние это оказывает на осадки?
3. Назовите постоянные ветры над земной поверхностью и объясните их образование.
4. Какое влияние на климат оказывают воздушные течения?
Климатические пояса Земли. Чем отличаются переходные пояса от основных?

Задания:
Нанесите на карту климатические пояса Земли.
На контурной карте покажите размещение поясов низкого и высокого давления.
Опишите изменения в погоде в тропическом поясе в течение года?

Тема 4. Гидросфера. Мировой океан — главная часть гидросферы


6-я неделя
1. Как осуществляется мировой круговорот воды? Какую роль он играет в природе?
2. Как осуществляется обмен теплом и влагой между океаном и сушей?
3. Что называют гидросферой? Мировым океаном?
4. От чего зависит соленость океанических вод? Каковы различия в температуре воды в океане?
5. Где в океане образуются льды? Как они влияют на природу Земли и на жизнь деятельность человека?
6. Что называют океаническими течениями? Как они различаются? Назовите причины, их вызывающие?
7. Какому общему правилу подчинено движение основных течений?
8. Какова роль теплых и холодных течений в формировании климата суши.

Задания:

Нанесите на карту ход изотермы О°С в Северном полушарии.
Нанесите основные течения в Мировом океане.

7-я неделя
1. Как влияют течения на количество осадков, выпадающих над Северной Америкой и Евразией?
2. Какие известные вам растения и животные обитают в океане? Распределение по глубине.
3. Как человек использует морские организмы? В чем особенность распространения жизни в океане?
4. От чего зависит распределение организмов в поверхностном слое вод?
5. Какие части океана особенно богаты жизнью? Почему жизнь в океане требует охраны?

Итоговая контрольная работа за первую четверть

1. В какой последовательности были открыты материки?
2. Какие способы изучения природы Земли в настоящее время вам известны?
3. Назовите наиболее значительные открытия в географии в истории.
4. В каком масштабе сделаны мировые карты?
5. Перечислите возможную информацию, содержащуюся в климатических картах.
6. Какие способы изображения объектов и явлений на картах вам известны?
7. Назовите отличия материковой коры от океанической.
8. Каковы закономерности размещения крупных форм рельефа Земли?
9. Каков результат действия на рельеф внутренних и внешних процессов?
10. Какую роль играет атмосфера в жизни планеты?
11. Почему солнечное тепло распределяется по поверхности Земли неравномерно?
12. Каковы причины передвижения воздушных масс?
13. По каким признакам один климатический пояс отличается от другого?
14. Какова роль Мирового океана в жизни Земли?
15. От чего зависят свойства водных масс?
16. Почему образуются в океанах круговые поверхностные течения.
17. Как проявляется широтная зональность и высотная поясность на Земле?









 


© 2005-2024 Игорь и Валентина Чапковские     
© Все права защищены     
По вопросам использования материалов пишите     
в форму обратной связи > >     
     


Rambler's Top100