Переработки нескольких тем по предметам «История России», «Граждановедение», «Обществознание»
-
Мы исходим из того, что интерес к истории есть у каждого нормального ребенка, как часть общего интереса к познанию мира. В современном образовательном процессе он гаснет, прежде всего, из-за информационной перегрузки. Например, во введении к учебнику 7-го класса на одной странице используются слова этнонимика, сфрагистика, палеография.
В 9-10 лет дети с удовольствием читают приключенческую литературу, которой близок жанр рассказов по истории.
Для того чтобы сохранить интерес к этому одному из основных образовательных предметов, нужно перерабатывать школьные учебники и пособия для абитуриентов. Мы пользуемся такой схемой: берем за основу те учебники, которые нам по разным критериям нравятся. На их основе либо пишем реферат, либо делаем компиляцию для создания текста, который наш ученик может прочесть с пониманием. Затем составляем краткий конспект темы, включая в него только то, что нужно запомнить. По нашему опыту, после того, как конспект выучен, дополнительные детали основного текста лучше укладываются в памяти.
Предложены переработки нескольких тем по предметам: «История России», «Граждановедение» и «Обществознание». На сайтах www.litra.ru , www.examens.ru даются краткие ответы по этим предметам для выпускных экзаменов в 9 и 11 классах. Отличие предлагаемых нами материалов в том, что они прошли опробование. В течение четырех лет учащиеся семейной формы обучения сдавали в государственной школе экзамены на «хорошо» и «отлично».
Перед ознакомлением с материалами раздела «Практика обучения», советуем прочитать статью «Если вы выбрали семейное образование…».
Отметим, что по каждому разделу предмета «История» у нас имеются законченные и опробованные курсы. За материалами можно обращаться по электронной почте. Но лучше пытаться самим обучать своих детей, и уж только в крайнем случае прибегать к помощи. Здесь действует аналогия с пищей: большинство любому ресторану предпочитает еду, приготовленную мамой. Можно предложить другую аналогию: лучше жевать самому, чем...
Предмет: "История России"
Учебники:
1) Кацва Л.А., Юрганов А.Л. "История России VIII-XV вв.", учебник для 7-го класса
средних учебных заведений. - М. МИРОС, АО "Моск. yчебн.", 1996.
2) Экзаменационные вопросы и ответы. История. 9-й и 11-й выпускные классы: Учеб.
пособие. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2003.
Тема 1. Восточные славяне в VI - VIII веках
В первом учебнике тема занимает 55 страниц, во втором учебнике
11 страниц.
Наш вариант изложения темы:
1. Происхождение и расселение восточных
славян
Вопрос о прародине славян составляет предмет давнего спора в исторической науке.
Славяне относятся к индоевропейской языковой семье, включавшей в себя предков
германцев, байтов, славян и индо-иранцев. Постепенно из индоевропейского единства
выделились общности cо своими различными языками и культурой. Одной из таких групп
и стали славяне.
Согласно данным археологов древнейшие праславянские племена проживали на территории
Восточной Европы уже с середины I тыс. до н. э. В первых письменных
свидетельствах античных авторов славяне упоминается как "венеды"
(историк Тацит, I в. н. э.; римский писатель Плиний Старший; географ Птолемей
Клавдий, II в. н. э.), "склавины" и "анты". Под названием "славяне"
они появляются в источниках лишь в VI в. н. э.
Расселение славян по Европе проходило по трем основным направлениям:
- на юг Балканский полуостров;
- на восток и север по Восточно-Европейской равнине;
- на запад - между реками - Дунай, Одер, Эльба.
В результате славянского расселения ими были заселены обширные пространства
Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европы.
В ходе расселения по Восточно-Европейской равнине славянские племена смешались с
предками современных эстонцев, финнов, карелов, марийцев, мордвы и др.
В VI-VIII вв. в ходе перемещений и расселения у славян начинается формирование
отдельных славянских языков. В результате дробления и смешивания племен
складывались новые общности, носившие уже исключительно территориально-политический
характер. Их названия чаще всего образовывались от местности обитания и
особенностей ландшафта (например, поляне - живущие в поле; древляне -
живущие в лесах) или названия реки (бужане - от р. Буг, мораване - от
р. Моравы).
Три направления расселения славян предопределили постепенное разделение их на три
основные ветви, которые впоследствии стали называться: восточными (русские,
украинцы, белорусы), западными (поляки, чехи, словаки, кашубы, лужицкие
сербы) и южными славянами (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы,
боснийцы, черногорцы). К VI в. относится полное обособление из единой
славянской ветви восточного славянства, ставшего основой русской, украинской и
белорусской народностей.
Территории восточных славян в VIII-IX вв. охватывали почти всю Восточно-Европейскую
равнину, от озера Ильмень до Причерноморья и от Восточных Карпат до Волги. Согласно
летописным источникам к этому времени сложилось 12 (по другим данным 15) славянских
союзов племенных княжеств.
2. Социальная организация и занятия славян
В основе формирования славянских племен лежало кровное, языковое,
территориальное и религиозное родство. Славяне старались селиться в лесистых
труднодоступных местностях. Развитие земледелия и скотоводства подготовило распад
родовых объединений (все жители одного поселения в прошлом родственники).
Постепенно звеньями социальной организации становилась семья и соседская
(территориальная) община - вервь. Переход от родовой общины и
патриархального рода к соседской общине и малой семье произошел у славян в процессе
их расселения на территории Восточной Европы в VI-VII вв. Общинников теперь
объединяло прежде всего не родство, а общность территории и хозяйственной
деятельности.
В общине были две формы собственности - личная и общественная. Члены
верви совместно владели лесными и водными угодьями. Дом, приусадебная
земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. Пашенные
земли и покосы были поделены между отдельными хозяйствами семей, входящих в общину
Соседские общины объединялись в "племенные княжества", а княжества -
в союзы племен.
Основой хозяйства восточных славян являлось пашенное земледелие.
Особенности его ведения в различных регионах определялись специфическими
природно-климатическими условиями. Так, в южных (степных и лесостепных) районах,
отличавшихся плодородием почв, была распространена залежная система
земледелия, при которой участок целины распахивался и использовался в
течение нескольких лет. Когда почва на этом участке истощалась, его забрасывали до
восстановления плодородия почвы и переходили на следующий участок.
В северных районах, покрытых лесами, практиковалась подсечная система
земледелия, требующая предварительной подрубки определенного участка леса и
последующего его выжигания. После этого удобренная золой почва в течение нескольких
лет приносила урожай. Когда участок истощался, производилась расчистка новых
земель.
Восточные славяне применяли пахотные орудия с железными рабочими частями -
рало (в южных областях) и соху (на севере). Среди
зерновых культур преобладала пшеница, известны также были
просо, гречиха, рожь и ячмень. Подчиненную роль в хозяйстве восточных
славян играли скотоводство, охота, пушной промысел, рыболовство и бортничество
(сбор меда диких пчел).
Наряду с земледелием у восточных славян было развито ремесло. С развитием ремесла
появилась внутренняя и внешняя торговля. Постепенно начали появляться города, как
центры ремесла, торговли и обмена и одновременно как пункты обороны от внешних
врагов и центры власти князя с дружиной. В большинстве случаев города строились на
торговых путях. Такие города, как Киев и Новгород, стояли на важнейшем торговом
пути "из варяг в греки", шедшем с Балтийского моря по Неве и Днепру до Черного моря
и далее до Константинополя.
Распространение пашенного земледелия с использованием железных орудий труда сильно
увеличило количество собираемого зерна дало возможность содержать господствующий
социальный слой (князей с дружинами).
Основу господствующего слоя составляла военно-служилая знать во главе с
предводителем - князем. Князь был главой "племенных княжеств" и "союзов племен",
укрупнявшихся в результате военных захватов территорий соседей или путем
объединения с соседними союзами для защиты.
Союзы племенных княжеств представляли собой сложную социальную организацию. Их
центром являлся укрепленный град (некоторые грады постепенно
превращались в города). В укрепленной центральной части града находились дворы
князей и знати, к ней примыкал посад, населенный ремесленниками и
торговцами.
В градах происходили собрания свободных общинников (вече), на которых
решались важнейшие вопросы. Но на ведущие позиции выдвигается слой профессиональных
воинов - дружинников во главе с князем. По данным византийских источников дружины
существовали у славян уже в VI-VII вв. К IX столетию дружинники становятся
привилегированной общественной группой. Князья сосредоточивают в своих руках власть
в союзах племен. Все эти изменения способствовали формированию государства.
3. Культура и быт. Религиозные верования восточных
славян
Об уровне культуры восточнославянских союзов племенных княжеств этого времени
известно мало. Общее представление о нем дает анализ фольклора и данных
археологических находок, относящихся к VI-VII вв. Изобразительное искусство и
фольклор древних славян были неразрывно связаны с язычеством. Археологические
данные позволяют восстановить хотя и отрывочную, но очень интересную картину быта и
культуры древних славян.
Главными божествами славян являлись:
- Сварог (бог неба) и его сын Сварожич (бог огня),
- Род (бог плодородия), Стрибог (бог ветра),
- Велес (бог скота),
- Перун (бог грозы, покровитель плодородия и жизненных сил).
В честь богов ставились идолы и приносились жертвы. Славяне носили височные кольца,
цепи и венки, приписывая такой геометрической фигуре, как круг, магические
свойства.
По мере развития восточнославянского общества происходили изменения в языческом
пантеоне (списке богов): главным божеством военно-служилой знати стал Перун,
превратившийся в бога войны. Вместо деревянных идолов появились каменные изваяния
божеств, сооружались языческие святилища. Похороны князей и знати превращались в
торжественный ритуал, во время которого над умершими насыпали огромные холмы -
курганы, справляли "тризну" (поминки), сопровождавшиеся военными состязаниями.
Краткий конспект:
Восточные славяне в VIII-IX веках
Территория:
От Онежского и Ладожского озер на севере до устьев рек Прут и
Днестр на юге, от предгорьев Карпат на западе до междуречья рек Оки и Волги на
востоке.
Племена (племенные союзы)
Занятия населения:
Скотоводство, бортничество, охота.
Земледелие -
залежное, подсечно- огневое, пашенное
Социально-политический строй
VIII-IX вв. - период перехода от военной демократии к феодальным отношениям.
Военно-дружинная и родоплеменная знать начинают играть определяющее положение в
обществе.
Структура власти
Вече. Князь. Дружина. Воеводы.
Феодальные отношения
Феодалы |
собственники земли;
получали доход с земли - Ренту |
крестьяне |
общинники свободные и лично зависимые от феодала;
платили за пользование землей феодалу |
Формы ренты
Повоз
Собирается путем объезда князем и дружиной подвластных земель
Полюдье
Дань, привозимая подвластным населением к княжескому двору (более поздняя форма)
Предмет: "Граждановедение"
Учебники:
1. Обществознание. Пособие для
абитуриентов / под ред. В.Н. Князева и
др. - 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2002.
- 512 с. - (Домашний репетитор).
2. Воскресенская Н. М., Давлетшина
Н. В. Граждановедение. Учебник.
"Демократия: государство и общество".
10-11 классы, пособие для учащихся
общеобразовательных заведений. - М.:
Дрофа, 1997. - 192 с: ил.
Для освоения предмета оказалось,
что достаточно составить краткий
конспект. Особенности
составления конспекта: начинать
всегда с определения, структурировать
информацию по группам, если возможно,
пользоваться схемами и таблицами.
9-й класс
Экзаменационный вопрос "Политические
режимы"
Ответ занимает менее страницы, а
составлен он на основании 11 страниц из
двух источников: страниц 153-160 из
первого вышеуказанного учебника и
страниц 76-79 из второго.
Политический режим - Система
способов и конкретных методов
реализации власти
|
Составляющие
политического режима
Принцип формирования органов власти
(способы прихода во власть конкретных
людей) |
А) легитимный (законный) -
либо выборный, либо наследственный
Б) насильственный захват
власти |
Государственные институты
-министерства, ведомства и
прочее. |
Способы принятия
решений
А) с привлечением населения
Б) внутриведомственные
; |
Партийная система |
А) одна партия
Б) много партий |
Форма государства |
А) абсолютная монархия
Б) конституционная монархия
В) Республика: а) президентская;
б) парламентская |
В зависимости от воздействия
политического режима на повседневную
частную жизнь людей, режимы делятся на
три типа:
Тоталитарный - полный контроль
за всеми сферами жизни посредством
прямого насилия.
Признаки
тоталитарного режима:
- сверхцентрализованная
структура власти;
- массовая монопольная
властвующая партия;
- монопольная (единая)
идеология - система обязательного для
всех граждан мировоззрения;
- разветвленная карательная
система (Гестапо, КГБ, Сигуранца,
Штази- названия карательных органов в
разных странах)
- отсутствие гражданского
общества и ограничения основных свобод
и прав человека (закон о тунеядстве -
привлечения к уголовной ответственности
неработающих на государство
людей);
- милитаризация всех сфер
жизни (ОСОВИАХИМ, Гитлерюгенд, Пионеры
-молодежные военизированные
государственные организации для
воспитания молодежи в духе правящей
идеологии).
Демократический
Признаки
демократического режима:
- Равенство всех перед
законом.
- принцип разделения и
независимости ветвей власти
(законодательная, судебная,
исполнительная);
- гарантии гражданских,
политических и социальных прав
личности;
- конкуренция на выборах
(честность);
- ) смена политических
руководителей с помощью выборов;
- ограничение времени
пребывания на высших политических
постах (президент не более двух
сроков).
Авторитарный
Признаки
авторитарного режима:
- Политические решения
принимаются единолично, или небольшой
группой лиц - (монархия,
диктатура);
- экономика и частная жизнь
людей не подвергаются значительному
давлению власти;
- Нет разделения
властей;
- граждане никак не
участвуют в принятии решений.
Предмет: "Обществознание"
Учебники:
- Обществознание. Пособие для абитуриентов / под ред. В. Н. Князева и др. -
2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2002. - 512 с. - (Домашний репетитор).
- Философия (конспект лекций). - М.: "Издательство ПРИОР", 1999.
-240с.
- История цивилизаций (конспект лекций). - М.: "Издательство ПРИОР",
2000. - 192 с.
Материал для подготовки к экзамену "Обществознание" состоит из стандартных вопросов
к выпускному экзамену 11-го класса и кратких ответов на них. 62 вопроса разделены
на три раздела: обществознание (1-23-й); экономика (24-57-й) и социальная
сфера жизни (58-62-й). Изучение предмета на основании этого материала длится с
сентября по март при одной полуторачасовой консультации два раза в месяц. Весь
материал выдается в сентябре, дома дети изучают материал, при желании могут
воспользоваться дополнительной литературой.
Оказалось, как и для "Граждановедения", для изучения этого материала достаточно
кратких конспектов. Ниже приводятся по одному примеру из трех разделов.
Обществознание
Общество как сложная динамическая система. Важнейшие
институты общества
Обществознание - область научного знания об обществе в целом и его отдельных
сферах.
Общество - сложная система, обладающая наивысшим уровнем самодостаточности,
находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия. Подчиняется объективным законам
функционирования и развития.
Свойства общества:
- целостность (все его сферы необходимы);
- интеграция (сферы тесно связаны, влияют друг на друга, границы сфер
нечеткие);
- самодостаточность (как самодостаточность организма, ничего нельзя
добавить, ни удалить, развитие идет изнутри);
- открытость (готовность принять новых членов, как элементов
общества).
Сферы общества и их взаимосвязь
Принятый подход к изучению общества - системный подход. (по аналогии с человеческим
организмом).
Системный подход к изучению означает, что рассматриваются не отдельные элементы, а
их связь друг с другом. Можно привести аналогии с изучением в биологии системы
пищеварения.
Сферы общественной жизни -
Экономическая Социальная Политическая Духовная
- Экономическая сфера - система экономических отношений, возникающая и
воспроизводимая в процессе материального производства. Основа экономических
отношений - способ производства и распределение материальных благ в обществе.
- Социальная сфера - система отношений между группами людей, занимающими
различное положение в социальной структуре общества. Общество структурируется как
по горизонтали, так и по вертикали.
- Политическая (политико-правовая) сфера - система политических и правовых
отношений между людьми и социальными группами, возникновение которых определено
институтом государства.
- Духовная сфера - система отношений между людьми, отражающая
духовно-нравственную жизнь общества (культура, наука, религия, мораль, идеология,
искусство). Отражает уровень развития общественного сознания и его
интеллектуально-нравственный потенциал. Все сферы общества взаимосвязаны и
пересекаются.
Экономика
Понятия экономической системы. Типы экономических
систем
Формы организации хозяйственной деятельности называют экономическими системами.
Экономическая система - система отношений между экономическими субъектами по поводу
производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.
Экономические системы различаются:
- Формой собственности на средства производства,
- Способами координации хозяйственной деятельности,
- Уровнем технического развития,
- Характером экономических отношений.
Собственность - принадлежность материальных объектов определенным людям (субъектам)
и возникающие в связи с этим отношения.
Структура отношений собственности
Формы собственности
- Частная
- совместная
- долевая
- коллективная
- общенародная
- Общая
- Государственная
- Смешанная
|
Объект присвоения
(что присваивается)
Предмет личного потребления
Собственность на природные ресурсы:
- на землю
- рабочую силу
- средства производства
- денежные средства, драгоценности ценные бумаги
|
Субъект присвоения
(кто присваивает)
- Человек
- Семья
- Социальная группа
- Группа совместных собственников
- Трудовой коллектив
- Население отдельного региона
- Народ целой страны
- Органы управления
|
Функция субъекта
Пользование
Распоряжение
Владение
Присвоение |
Социальная сфера
Социальная структура общества, ее элементы
Социальные отношения - отношения между людьми, возникшие в результате
совместной практической и духовной деятельности. Социальная структура -это
совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей и отношений.
Виды социальных общностей многочисленны и разнообразны:
- устойчивые (нации),
- неустойчивые (пассажиры в метро)
- социально - классовые (классы, социальные группы, слои)
- социально - демографические (молодежь, женщины, старики)
- социально-территориальные (народности).
Социальные институты являются важным элементом социальной структуры, они
представляют собой исторически сложившиеся устойчивые формы организации и
регулирования совместной деятельности. Примеры таких институтов:
- Экономический институт собственности,
- Институт родства, брака и семьи,
- Воспитательный институт.
В настоящее время в современной социологии весьма популярна теория русского
социолога П. А. Сорокина. Согласно его теории существует в человеческом обществе
вертикальная и горизонтальная стратификация (разделение на слои - страты). Человек
обязательно входит в какой-то слой.
В вертикальной стратификации выделяют семь уровней:
- Высший
- Средний
- Коммерческий
- мелкая буржуазия
- средне-технический
- рабочий
Горизонтальное перемещение означает передвижение на одном социальном уровне:
математик стал писателем, а инженер обнаружил в себе талант художника, гражданин
одной страны переехал и сменил подданство.
Уважаемые родители! Присылайте нам свои апробированные методики, пишите о том, как вы готовите ребенка по разным предметам. Мы разместим ваши наработки на нашем сайте.
|
|