Тема - "Есть ли родители, которым не подходит домашнее обучение? (Омск)"Здравствуйте, гость!
irina_markeeva
Пользователь
|
Есть ли родители, которым не подходит домашнее обучение? (Омск) 21:25:59 15 Апрель 2008
|
[ Профиль ]
|
В этом вопросе меня больше всего интересует, что мы как родители не должны делать при обучении собственных детей? Где эти рамки "не навреди"? Из-за каких моих поступков может идти отторжение самого процесса учения? Что делать обязательно и без чего невозможно обойтись? Как не разрушить, а укрепить отношения с ребенком? Возрастные нормы - тоже интересный вопрос. Нормы во всем - даже в психофизических реакциях. Когда ребенку положено стать взрослым и серьезным? Когда детскость в поведении уже инфантилизм? Или нужно видеть не внешнее поведение, а внутреннюю ответственность. Приглашаю к разговору и буду рада ссылкам на хорошую литературу.
Хочу оговориться, что маргинальное поведение не будет входить в круг обсуждения по очевидным причинам. |
|
|
irina_markeeva
Пользователь
|
Re(1): Есть ли родители, которым не подходит домашнее обучение? (Омск) 23:05:48 15 Апрель 2008
|
[ Профиль ]
|
|
|
Angelika
Модератор
|
Re(2): Есть ли родители, которым не подходит домашнее обучение? (Омск) 23:47:13 16 Апрель 2008
|
[ Профиль ]
|
|
|
irina_markeeva
Пользователь
|
Re(3): Есть ли родители, которым не подходит домашнее обучение? (Омск) 11:07:12 26 Апрель 2008
|
[ Профиль ]
|
Предлагаю цитату из письма Елены из рассылки о семейном образовании.
http://subscribe.ru/archive/home.child.anadoli/2005.htmlЦитата: 2. Большинство мам сами будут обучать своих детей. Ребенка можно только хвалить!!! Нейтральное отношение - само по себе наказание. Если вы не в состоянии удержаться от высказываний типа "дурак!", "идиот!", "дубина!" и т.д. - категорически противопоказано обучение этой мамой. Отдавайте в школу. Ни одна, самая гадкая учительница, непрерывно оря на детей, не нанесет столько вреда, сколько "любящая" мама парой - тройкой подобных высказываний. От учительницы ребенок научится защищаться, перед мамой он беспомощен. Она - самое родное и глубинное, что у него есть, и удар от нее вред наносит катастрофический. Я знаю, о чем говорю - приходилось "вытаскивать" детей из глубины идиотизма, куда загнала мама. Или вы не употребляете крик и уничижительные выражения, или - отдавайте в школу и держитесь подальше от ребенка. Если, конечно, не ставите целью сделать из него идиота.
3. Материал надо изучать не "поурочно", как в школе, а "блоками", с "погружением". Например, 3 дня - математика, затем - история, и т.д. И не параграфами, а сразу главами. "Фокусируйте" предмет, обыгрывайте его, задавайте нетрадиционные вопросы (правда, при этом вы можете вскрыть такое...). В школе мысль ребенка непрерывно рвется, словно бы специально. Научите его думать о чем - то не 1-2 минутки, а хотя бы час. Учитесь сами и учите ребенка вычленять главное, объясняйте все "на пальцах", рисуйте схемы, картинки, иллюстрируйте движением и какими - либо предметами... Это сэкономит уйму времени и позволит изучить материал на качественно ином уровне.
|
|
irina_markeeva
Пользователь
|
Re(4): Есть ли родители, которым не подходит домашнее обучение? (Омск) 13:45:25 26 Апрель 2008
|
[ Профиль ]
|
Идея домашнего обучения
Воспитание без воспитания - общение с ребенком без прямых средств воздействия, без команд, угроз, без одергиваний, замечаний, нотаций, без наказаний, битья и других мероприятий подобного рода. Предположим, что все это понято и принято. Без чего - ясно. Но с чем?..
"Педагогика сотрудничества"
Некоторые мамы и папы сами выкраивают время, чтобы заниматься с детьми. Их не смущает, что они непрофессионалы. Считают: если я сам умею читать и писать, то логично предположить, что сумею научить этому и своего сына или дочь. Зато в домашней школе ребенок имеет больше шансов остаться самим собой, потому что его никто намеренно не формирует и не воспитывает.
Тут все происходит легко и естественно, как в настоящей жизни. Дома ребенка обязательно любят, жалеют, и ему всегда достается самое лучшее. Дело не в материальном достатке, а вот именно в духовно-душевном богатстве детского окружения. Бывает, щелочка света из-под двери отцовского кабинета, которая не гаснет за полночь, становится лучшим воспитателем трудолюбия и упорства, чем любые уроки трудового обучения в обычной школе. Об этом писал и Симон Львович Соловейчик.
Все программы начальной школы сводятся, как известно, к следующему. Читать со скоростью 120 слов в минуту. Писать, не лепя в каждой строчке ошибки на "жи-ши". Знать наизусть таблицу умножения и - высшее искусство - уметь делить уголком на многозначное число. И это все. Но стоит ли ребенку тратить время на многочасовые бдения в школьных классах, когда можно рисовать, петь, танцевать, разводить голубей, мастерить, думать, бегать, играть в шахматы, читать про хоббитов, ловить рыбу, складывать из бумаги потрясающие вещи, кулинарничать, лепить, наконец, просто сидеть перед домашним камельком и смотреть на пламя.
Обучение ребенка требует гораздо больше времени, чем кажется на первый взгляд. Рассуждение, что раз в классе один учитель на сорок человек, то дома потребуется в сорок раз меньше времени, не годится. К сожалению, не существует таких учебных пособий, рабочих тетрадей, чтобы только дать ребенку задание, а дальше он уже будет делать все самостоятельно. А домашней школе нужны именно такие. Приходится родителям самим сочинять учебники и придумывать задачки.
Занятия с ребенком должны быть ежедневными и постоянными. Так что в этом отношении домашнее обучение свободы никому не дает. Как раз наоборот - это большой и утомительный родительский труд. Но он радостный, потому что успехи ребенка - это и твое достижение.
Ни для кого не секрет, что до школы ребенок - индивидуальность. Все рисуют, все поют, пробуют сочинять стихи, все очень верят в себя. И все это кончается, как только он идет в школу. Сразу начинает сомневаться: хороший он или не очень, способный или нет? Почему? Там, в классе, ребенок постоянно вынужден сравнивать себя с другими детьми, такими же первоклассниками, как и он. А способ оценки тривиальный: один, два, три, четыре, пять. Все. И он перестает рисовать, лепить, петь и сочинять стихи, превращается в обычного стандартного школьника.
Школа маленького ребенка ломает, и очень быстро. Поэтому есть большой смысл, чтобы отдавать школе ребенка не в 6-7 лет, а старше, лет в 12-13, когда он уже покрепче, уже более или менее сложившаяся индивидуальность, цельная натура.
Ребенок, прошедший домашнюю школу, гораздо лучше знает себя. Ему проще сделать тот важнейший в жизни выбор, что определит и сферу его будущей учебы в вузе, и профессию - весь комплекс проблем, что объединяется словами "самоопределение личности".
продолжение статьи http://ps.1september.ru/1999/53/5-1.htm
|
|
Angelika
Модератор
|
Re(5): Есть ли родители, которым не подходит домашнее обучение? (Омск) 12:45:20 27 Апрель 2008
|
[ Профиль ]
|
Полностью согласна с вышесказанным .
Ушинский писал:
"...Следует отказаться от педагогики страха,следует воспитывать детей в сфере здравомыслия и гуманности."
Первоначальным воспитанием и образованием великого педагога руководила мать.В семье мальчик получил первоначальное обучение в таком объёме,что в 11 лет смог поступить в 3 класс гимназии.
" У нас более,чем где -нибудь,распространено домашнее обучение(конец 19-го века) и дай Бог,чтобы оно распространялось и улучшалось.Моё полное убеждение,что первоначальное воспитание и ученье детей должно быть в семье. Я желал бы,чтобы русская женщина,испытав глубокое наслаждение самой учить и развивать своего ребёнка,не уступала этого наслаждения никому без крайней необходимости.Женщине врождено стремление учить и развивать своё дитя и вместе с тем даны и необходимые для этого способности,в этом не может быть сомнения.Ребёнку надо помогать преодолевать различные трудности:не учить,а помогать учиться.Это приучает ребёнка к умственному труду,испытывая от него наслаждение."
Следует отметить,что важным фактором для воспитания и формирования личности, является природа.
"...Воля,а простор,а природа,эти душистые овраги,а розовая весна,а золотистая осень разве не были нашими воспитателями?Зовите меня варваром в педагогике,но я вынес из впечатлений своей жизни глубокие убеждения,что прекрасный ланшафт,имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души,с которым трудно соперничать влиянию педагога,что день проведённый ребёнком посреди полей и рощи,когда голова занята каким-то туманом,в тёплой влаге которого раскрывается его молодое сердце для того,чтобы беззаботно впитывать в себя мысли идущие из природы - что такой день стоит многих недель,проведённых на школьной скамье." |
|
Лена
Пользователь
|
Re(6): Есть ли родители, которым не подходит домашнее обучение? (Омск) 09:53:47 12 Июль 2008
|
[ Профиль ]
|
Милые мамочки!
Пока это - теория. По теории могу порекомендовать ознакомиться с трудами Марии Монтессори (особенно с ее общими замечаниями, правилами работы с детьми); ее выпускники ("слаборазвитые" дети) через 20 лет оказались в верхах общества. Еще - "Основы обучения" Хаббарда (при своей простоте изумительно работает; использовал Курдюмов в школе Щетинина).Все ссылки есть в Интернете.
А далее... Помните Алису в Зазеркалье?
"-Куда мне идти?
-А это смотря куда ты хочешь придти..."
Так чего Вы хотите?
Дело в том, что школа СВОИ поставленные цели достигает крайне успешно. Но какие? Дать детям полноценное образование? Нет. Занимаясь с ребенком, Вы внимательно всмотритесь в программы. С каждым новым учебником программы занимают все больше времени, становятся менее логичными, основанными на запоминании, а не рассуждениях.( Это отдельная, очень объемная тема, фактов по ней великое множество, материала - на книгу). А какова тогда цель школы?
Сделать из наших детей послушных и удобных винтиков, которыми легко управлять. Сейчас на это требуется 12 лет. В церковно-приходской школе ВСЯ программа современной школы укладывалась в 4 года без потери качества. И, переводя ребенка на домашнее обучение, мы должны понимать: мы проходим с ним ТУ ЖЕ, тщательно разрабатываемую программу, и способом воздействия на вас и ребенка являются экзамены (зачеты, отчетные работы и т.д.). Вновь выплывают оценки (часто крайне несправедливые, и, например, в нашей школе некоторые педагоги во главе с завучем идут на прямой подлог). Иногда составляют нереальный для ребенка график сдачи (ежедневно по 2-4 предмета), дают задания, рассчитанные на гораздо большее время, и т.д. Конечно, все можно утрясти, но - потом, а ребенок уже нервничает и находится в стрессовой ситуации ожидания гадостей. Это - уже кусочек практики.
И вновь школа выполняет свою основную функцию подготовки винтиков: "не хочешь неприятностей - не высовывайся, будь послушен".
Рекомендуемые ежедневные занятия с детьми - работают на цели школы. Поурочное прохождение программы - тоже. Почему? Да потому, что семестровый объем материала по любому предмету в любом классе проходится не более, чем за 3-4 полудня! Это - тоже практика. Проходите материал главами, не надо мусолить: "Вот числовая ось... А завтра мы пройдем, как сложить на ней положительные числа... А послезавтра - как вычитать их же... А потом - как сложить положительное число с отрицательным... А потом...". Теория по всей главе реально занимает 15 минут. Только не начитывайте лекции. Дайте основные понятия, освойте их, разберите - а дальше ребенок по вашим вопросам сам выведет всю "сложнейшую теорию". Но это - тоже полумера.
Так какие цели ставим мы и как их достичь?
А ведь они у каждого свои. Для кого-то - перейти без троек в следующий класс или закончить школу, для кого-то - "гениально" сдать школьную программу экстерном и поступить в институт в 12 лет со статусом "вундеркинда", для кого-то - вырастить талантливого (в чем?) ребенка (а дальше?)... Кстати, о "вундеркиндах". У Никитиных и сразу после них была целая плеяда таких ребятишек - куча дарований, институт в 12 лет... Те сведения, которыми я располагаю, неутешительны - не слышала ни об одном человеке, который бы блеснул, будучи взрослым; перегорели еще до 30 лет, болели. Если есть конкретные ссылки на иной исход - пожалуйста, сообщите (конкретно!).
В общем, нужно ставить четкие цели, тогда средства найдутся.
Если интересно, можно продолжить.
|
|
Gulnara
Пользователь
|
Re(7): Есть ли родители, которым не подходит домашнее обучение? (Омск) 22:13:09 12 Июль 2008
|
[ Профиль ]
|
Ответсвенная тема. Размышлять о самих себе.
Думаю, самое главное, родители не должны догонять свою жизнь и упущенные возможности, пытаясь управлять жизнью и учёбой своих детей. А вот "рамки" я нахожу там, где сама не хотела бы, чтобы мне навредили.
Для нас как-то постепенно стираются границы между обучением и собственно, жизнью. Всё вертится вокруг развития способностей ребёнка в различных сферах жизни. Считаю, нужно позволить ему делать лучше, чем его мама и папа, знать больше, чем они. Для этого не обязательно создавать ложную видимость своей несостоятельности. Ребёнок превзойдёт родителей. А родители будут расти вместе и вслед за ребёнком. Самое замечательное, когда я могу учиться у своей дочери, когда, может быть глупо выгляжу, но с удивлением слушаю её озарения, впадаю в изумление от её изобретательности, когда папа садится на диван в лёгком шоке от очередного рисунка дочери. Но ещё труднее, позволить ей не знать того, чего она не хочет, и не делать того, чего не собирается делать. Позволить ей самой сделать выбор.
Отторжение в учёбе, по-моему происходит, когда непонятна ребёнку собственно его цель, его участие в процессе. Когда я не могу доказать, что знание истории и знакомство с личностями, которые играют свою роль в развитии человечества, поможет дочери в достижении её целей. Когда я не могу вызвать её личного интереса к предмету. И здОрово получается, когда мы находим нечто общее, что предмет истории, это история развития личностей и человечества, а не набор дат и происшествий, и уж тем более, что без личностей не было бы истории. Я использую учебную деятельность, как метод познавания себя и того, что окружает, своих способностей, способностей других людей. Не так важно, хорошо ли дочь учит математику, важно как она при этом себя ощущает. Может и не пригодится математика в полном объёме, но способность воспринимать информацию, использовать её, иметь свою точку зрения насчёт тех или иных законов и правил, умение доказать то, как решать и отстоять своё решение и ответ, останется. Ну, и как следствие, это приводит к вполне приличному знанию математики и формирует интерес, чтобы узнавать её в разных ракурсах. Цитата: Когда ребенку положено стать взрослым и серьезным? Думаю, никогда. Точно так же, как не положено взрослому перестать быть ребёнком. Дело в равновесии того и другого. Цитата: Или нужно видеть не внешнее поведение, а внутреннюю ответственность. Абсолютно согласна! На эту тему мне очень нравится фильм "Мисс Поттер". Цитата: В общем, нужно ставить четкие цели, тогда средства найдутся. Золотые слова. Каждый хочет видеть ребёнка счастливым. Но понимания счастья у каждого разные. С Никитиными... жаль. Многие из нас могут найти подобные примеры из своего окружения, и свои собственные... Имея хорошие возможности, счастье, как говорится, не прёт!
Ну, а про школу... Долгожданное время, это каникулы. Дети отдыхают от школы, школа от детей. По всем провозглашённым целям, учащиеся школ должны быть здоровыми отличниками. А на деле, либо здоровые троечники, либо больные отличники! Ну, и пять очень вредных советов:
1)Никогда не позволяйте ребёнку иметь собственную точку зрения! Давите все признаки таковой, на корню. Вам же будет спокойнее. Вы получите покорного и незатейливого ребёнка.
2)Если уж этот момент упущен и у вашего чада завелось в голове собственное мнение, не позволяйте ему высказывать его ни при каких обстоятельствах.
3)Положите всю свою жизнь на то, чтобы ребёнок не посмел поступать так, как он считает нужным сам. Не позволяйте ему брать ответственность за свои поступки на себя.
4)Навязывайте ему больше своих и чужих мнений, по крайней мере, не будет с пустой головой ходить.
5)Неустанно доказывйте своё превосходство в своих знаниях и опыте!
И Вы получите барана! |
|
Angelika
Модератор
|
Re(8): Есть ли родители, которым не подходит домашнее обучение? (Омск) 01:44:16 13 Июль 2008
|
[ Профиль ]
|
Цитата: "Основы обучения" Хаббарда (при своей простоте изумительно работает; использовал Курдюмов в школе Щетинина). Лена, в своём сообщении вы предлагаете ознакомиться с работами Р.Хаббарда. Как известно, "Сайентологическая церковь", основанная Р. Хаббардом, считается одной из наиболее агрессивных тоталитарных сект. Более того, проведенные в ряде стран государственные экспертизы показали антинаучность и разрушительное действие методологии Л.Р. Хаббарда на организм человека и его психику.
Я хорошо проинформирована о том, что последнее время сайентологи начали разворачивать довольно бурную деятельность вокруг российских школ, вербуя в свои сторонники все больше и больше детей.
Всвязи с этим, считаю пропаганду учения и трудов Р.Хаббарда на нашем форуме недопустимой. Впредь такие посты будут удаляться. |
|
Familyeducation
Администратор
|
Re(9): Есть ли родители, которым не подходит домашнее обучение? (Омск) 21:01:03 13 Июль 2008
|
[ Профиль ]
|
Соглашаюсь с Angelika, это косвенная пропаганда. |
|
Серж Андреев
Пользователь
|
Re(10): Есть ли родители, которым не подходит домашнее обучение? (Омск) 14:48:28 12 Август 2008
|
[ Профиль ]
|
|
|
|
|
|