Это тема выносится мной отдельно из
нет мотивации к учебе.
По нашему опыту, в начальной школе дети не могут обучаться самостоятельно, т.к. ещё не умеют сами выходить из тупиков.
Возможность обратиться за помощью к родителям должна быть всегда.
Воспитание - это искусство, здесь оно состоит в том, чтобы помощь была своевременной. Нужной, полезной, ненавязчивой и по делу - несомненно. В идеальной ситуации ребёнок ощущает, что он сделал это САМ и САМ хотел это сделать. Этому как раз и способствует готовность взрослого оказать своевременную помощь в интерактивном режиме: есть неясность, вопрос, проблема - решаем тут же, не надо никаких мучительных пробуксовок в тупиках.
"Сам хотел" - это из
мотивации, и я продолжу об этом в той теме.
"Сделал сам" будет честным, если помощь родителя будет лишь там, где она необходима, но всегда доступна - чтоб не было простоев, когда ребёнок бессмысленно тычется в тупике, теряя время и интерес. От родителей тут требуется особая деликатность и "настроенность" на ребёнка, ибо IMHO проблема нашего общества - это потеря доверительного контакта между детьми и родителями. Семейное образование будет успешным, если родители смогут это взаимное доверие сохранить или вернуть, помня при этом, что они - родители, много старше и опытнее, поэтому о равенсте в ответственности здесь речи быть не может.
"Сделал сам" - оно ведь всегда "сам": написал хотя бы, прочёл, сел за стол, нашёл учебник-тетрадку и т.д. Великолепно, когда объяснение нового материла идёт так, что ребёнок уверен, что это всё очевидно и он понял это сам. Кстати, разве можно понять не самому?
Конечно, очень хочется начать приучать к самостоятельному обучению сразу. Ловушка для родителей здесь кроется в том, что,
лишь вместе со взрослым выходя из тупиков, ребёнок накапливает позитивный опыт решения проблем вместе с уверенностью в своих силах и в 5-6 классах готов начать учиться самостоятельной обработке нового материла, его оценке, а позже - и выборе источников материала, т.е. полностью самостоятельной учёбе. Но в начале обучения ребёнок обычно может и готов сам переписать из учебника, сам решить примеры и т.д. - и родитель ловится: "Ребёнок может учиться сам!". Однажды пример не решается, задачи надоедают, переписывать надоедает ещё больше и
прочие варианты на тему "тупик" - ребёнок не может найти решения и чаще всего просто пытается уклониться от учёбы. Его поведение кажется странным, ленивым или ещё каким, а малыш просто запутался.
Далее я на личных примерах постараюсь проиллюстрировать эту теоретическую часть.