Тема - "нет мотивации к учебе"Здравствуйте, гость!
kirill
Пользователь
|
нет мотивации к учебе 16:02:53 29 Январь 2007
|
[ Профиль ]
|
Нашей дочери 7 лет, в сентябре 2006 она поступила в 1 класс, на семейное обучение. Поскольку мама с ней и раньше занималась, за два месяца она овладела всей школьной программой, сдала тесты и перевелась во 2 класс. Сейчас идет по программе 2 класса. Но недавно пошла тяжелая полоса какая-то, как-будто приступы лени, просто не хочет учиться, отказывается под любым предлогом. Хочу играть и все тут. Пробовали разные меры, от задушевных разговоров до по мягкому месту... Но пока без особых результатов (в семье еще двое малышей, 1 и 3 года). Учеба дается с борьбой каждый день. Может, у кого-то были подобные ситуации? Как из них выходить? Буду благодарен за советы! |
|
|
krotan100
Пользователь
|
Re(1): нет мотивации к учебе 01:25:08 30 Январь 2007
|
[ Профиль ]
|
не знаю, может стоит попытаться сделать обучение поинтереснее? меня правда и сейчас невозможно засадить за уроки) |
|
Admin
Администратор
|
Re(2): нет мотивации к учебе 15:02:30 30 Январь 2007
|
[ Профиль ]
|
krotan100, ты уже давно не младенец вроде, а истину глаголешь: с мотивацией и интересом хорошо там, где за уроки не засаживают.
kirill, описанное Вами поведение ребёнка - явный признак родительской ошибки. Не надо на эти слова обижаться, пожалуйста. Ошибки бывают, их можно понять, признать и не повторять больше. На наш взгляд, одна из главных задач семейного образования есть сохранение любознательности и интереса к жизни. Ваша дочь быстро перешла во 2-й класс - это был труд, ребёнок теперь имеет право на отдых, и этот отдых ей явно необходим. Т.е. надо устроить бессрочные каникулы, пока девочка не проявит вновь интерес к учёбе, сама. Именно сама, не надо каждый день предлагать и проверять "а не получится ли". Боюсь, в Вашем случае произошла подмена блага ребёнка родительскими амбициями. Мы все хотим видеть наших детей успешными и образованными, но нельзя путать свои амбиции и ритм, интересы, возможности конкретного ребёнка в конкретное время. Только отдохнув и почувствовав, что "возжи отпущены" и родители интересуются именно им, ребёнок сможет вновь с интересом учиться, т.к. это будет его интерес. В будущем же помните о хорошем правиле: каникулы надо устраивать до того, как ребёнок совсем изнемог. Например: 5 недель учитесь, 6-я - каникулы. И ребёнок на каникулах не ленивый бездельник, а честно заслуживший отдых человек.
И последние строки мне хотелось бы написать не как безликий админ, а как мать: мои двое старших детей, 8 и 10,5 лет, блаженно играли в куклы всё то время, что я консультировалась с Игорем Моисеевичем и писала Вам ответ :-) |
|
kirill
Пользователь
|
Re(3): нет мотивации к учебе 17:24:06 31 Январь 2007
|
[ Профиль ]
|
Большое спасибо за ответ! Мы подумаем над ним как следует. Меня смущает только то, что перерыв в учебе мы ей дали довольно большой. Пару недель после перехода во второй класс она жила по очень щадящему графику, делала только понравившиеся ей забавные упражнения из разных познавательных книжек и т.д. Потом мы уехали в отпуск - еще 2 недели без всяких уроков. Потом мы перезжали на новую квартиру - еще неделя. Бессрочные каникулы - звучит страшновато... А вдруг они действительно станут бессрочными?? Мы вовсе не стремимся любой ценой выйти вперед, обогнать ровесников и т.д. Пытаемся все делать естественно и непринужденно. Но когда человек начинает откровенно лениться - это расстраивает. К тому же, когда у нее хороший настрой, все свои задачи и упражнения она делает довольно легко, т.е. ученье в интеллектуальном плане ей дается без напряжения. Может! Но часто не хочет... К тому же мы часто говорим себе: а если бы она была сейчас в школе? Никто бы не давал ей таких поблажек! Возможно, это тоже не уместно? |
|
Гость
гость
|
Re(4): нет мотивации к учебе 20:41:36 04 Февраль 2007
|
|
Здравствуйте, Меня зовут Людмила. Первый раз зашла на ваш форум - и сразу актуальная для меня проблема! Две моих старших дочери (8 и 9,5 лет) тоже уже год как учатся дома. И также поначалу все шло гладко - значительно опережали программу, причем без напряга. Но через какое-то время началось как у Кирилла. Конечно, первое, что пришло в голову - отдых. На какое-то время помогло. Но потом мы с мужем поняли, что дело не в усталости, а в лени. Когда они учатся, я не сижу рядом с ними. У нас еще двое детей, да и хочется прививать им навыки самостоятельной работы. Часто замечали (и не только мы, но и другие, кто был в это время у нас в доме), что они тянут время (отвлекаются на разговоры, смотрят в окно и т.д.) Не могу сказать, что решили эту проблему. Но вот что мы уже предпринимали:
1. Мы - христиане, поэтому мы много говорим с ними о характере. Лень - это грех. Мы стараемся учить их тому, что всякую работу нужно делать на 100% как для Бога. Аналогом для неверующих, наверное, будут являтся цитаты людей о труде и лени, примеры из жизни и т.д.
2. Мы практикуем работу с таймером. Понимаем, что в классе это снимается элементарной конкуренцией между детьми - кто быстрее сделает. Здесь они соревнуются с часами.
3. Недавно стала практиковать следующее - если все работу на 5 учебных дней (нормальное количество) вы сделаете за 4, то в пятницу утром будем делать то, что вы хотите (у меня в пятницу как раз приходит няня к младшим). Они трудились, как пчелки! И в пятницу мы пошли на каток.
Я все это ни к тому, что делать обучение интересным не надо, надо, даже очень. Но фактор лени в людях нужно тоже учитывать (это есть у родителей, значит есть и у детей). |
|
kirill
Пользователь
|
Re(5): нет мотивации к учебе 17:17:45 05 Февраль 2007
|
[ Профиль ]
|
Здравствуйте, Людмила! Спасибо за комментарий. Мы тоже верующая семья, и то, что Вы пишите о лени, нам очень хорошо знакомо. Всё так и происходит, точно такие же симптомы. Но поскольку ситуация долго не менялась, и часто ученье давалось с большим трудом, мы поняли, что надо что-то менять. Пока мы решили последовать совету Admina и устроить своего рода каникулы. Вернее, мы сказали дочери, что мы решили предоставить ей возможность планировать свой день самостоятельно, так как она уже большая. И что мы больше не будем ее заставлять учиться и постоянно проверять ее готовность. Она уже всё понимает и должна решать сама.
Это, конечно, ее очень вдохновило. Она тут же решила "перейти на вторую смену" - учиться после обеда, а до обеда заниматься своими делами. В первый день она сделала только один урок по "Окружающему миру", один из самых простых. Зато до обеда навела полный порядкок в своей комнате и разобралась со всеми вещами на своем рабочем месте, чего мы также долго не могли от нее добиться. Пару дней так и было - один сделанный урок (английский, например), а потом игры и прочие "свои дела". К сожалению, после этого она простыла и заболела, поэтому уроки не делала. Теперь она почти в норме, и мы с интересом наблюдаем, как события будут развиваться дальше... |
|
Гость
гость
|
Re(6): нет мотивации к учебе 18:21:05 05 Февраль 2007
|
|
Мне тоже очень интересно, что у вас будет дальше. Я полностью за предоставление ребенку как можно больше возможностей решать и отвечать за себя. В нашем случае есть определенные ограничения - обе дочери занимаются пианино и вокалом 2 раза в неделю (не считая часовую самостоятельную подготовку каждый день), а старшая еще и ходит в изостудию тоже 2 раза в неделю. Им это очень нравится. Мы тоже сначала примиряли на себя разные "смены", я сама сова, мне нравилось, когда мы вставали позже. Но мы явно не успевали. Я заметила, что наша программа (развивающее обучение Эльконина-Давыдова) первые два года растянутая и легкая, а вот в третьем у старшей дочери сейчас особо не поотдыхаешь (если, конечно, хорошо все делать).
Еще одна мысль - одна моя знакомая попробывала свою дочь учить дома в течение одной четверти и перестала. Ее аргумент - девочка со всем стправлялась, но работала очень медленно, так как знала, что особо торопиться не стоит. В конце четверти контрольные хорошо написать не смогла - не успела. Сейчас в школе огромное количество других минусов, но работать она однозначно стала быстрее. Так что каким-то образом учить их трудиться, напрягаясь, надо. Хотя уборка в комнате - тоже труд.
Если интересно, я недавно начала вести блог, заходите, http://www....a.com/blog/
Людмила
|
|
Admin
Администратор
|
Re(7): нет мотивации к учебе 20:38:15 08 Февраль 2007
|
[ Профиль ]
|
Уважаемые kirill, Людмила и krotan100 ! Права одна из участниц разговора, которая сказала: "Мне очень интересно, что у вас будет дальше..."
Я на сегодняшний день заместитель Админа, она приболела, и семейство ее тоже, поэтому попросила меня участвовать в Вашем разговоре. Как только она выздоровеет, то подключится к нему опять. Да, тема форума оказалась актуальной для многих родителей, может быть, те, у кого получается справиться с отсутствием интереса и мотивации к учебе у своих детей, тоже поделяться опытом?
Людмила, я почитала Ваш блог, так как литература в школе мне была более близка и любима, то я процитирую раздел Вашего блога о предмете "Литература":
"Школьные учебники по этому предмету мне не нравятся. Главным образом потому, что я против чтения одной главы из книги. Зачем? Ребенок вполне в состоянии прочесть всю книгу. Так мы обычно и делаем...
Пыталась у знать в школе, в чем цель уроков литературы. Ребенок должен уметь бегло с выражением читать (стараюсь раз в неделю слушать, как они читают вслух), понимать смысл прочитанного, составлять план и пересказывать. По пониманию текста я читала в интернете материалы Г. Граник и О. Соболевой (вы легко можете их найти в Гугле), мне очень понравилось, и я выписала их книгу “Путешествие в страну книги” (в 4-х частях) (ее было нелегко найти, до сих пор у меня только две книги из четырех). Раз в неделю мы занимаемся по ней...".
На нашем сайте о семейном образовании тоже можно высказываться о том, как развивать интерес не просто к учебе, а к определенным предметам. Родители могут присылать свои статьи, заметки о практике обучения на почтовый ящик ichap, с пометкой "статья в Практику обучения", мы будем рассматривать их и поместим на сайте, как уже делается с письмами-историями родителей в разделе нашего сайта "Борьба за права детей" http://www....b=1&a=1
Галина - зам. Админа.
|
|
Гость
гость
|
Re(8): нет мотивации к учебе 20:51:03 08 Февраль 2007
|
|
Мне кажется, чем старше дети, тем больше проблем с мотивацией. |
|
Гость
гость
|
Re(9): нет мотивации к учебе 16:44:15 09 Февраль 2007
|
|
Гость, это я вижу на собственном примере... Форумам, музыке, админствованию на сайтах я уделяю больше времени, чем учебе, может потому, что считаю, что то, чем я занимаюсь вместо уроков, имеет для меня смысл?
Admin, пока я думал над тем, что стоит читать - главы или все произведение, пришел к выводу, что Войну и мир просто так не прочитаешь, начинать надо с каких-то более мелких частей. В любом возрасте могут быть сложные для него произведения... |
|
krotan100
Пользователь
|
Re(10): нет мотивации к учебе 16:44:59 09 Февраль 2007
|
[ Профиль ]
|
Извиняюсь, это был я - krotan100 |
|
Admin
Администратор
|
Re(11): нет мотивации к учебе 18:31:58 10 Февраль 2007
|
[ Профиль ]
|
Еслм уж вы ко мне обратились, krotan100, то я думаю, читать Войну и мир надо и можно, если трудно, просто пропустите начальных неск. стр. (в салоне Шерер, чтобы вернуться к ним потом, когда втянитесь), а потом читайте ни какие-то там мелкие части, а все подряд, даже и философские отступления тоже, но сюжетную часть всю абсолютно без пропусков, ну, много персонажей, но можно тем самым тренировать память, ну, места действия меняются, можно мысленно представлять где Аустерлиц, а где Бородино и Питер т.д... Как сказал мой крестник, начав читать это произведение с большой неохотой, "Война и мир" - это "Дом-2" того времени. Так что смело читайте без пропусков. Это чтение не развлекательное, да, для него иметь соответствующий серьезный настрой. |
|
Гость
гость
|
Re(12): нет мотивации к учебе 21:28:34 11 Февраль 2007
|
|
Krotan100, я согласна, что бывают сложные произведения. Я хотела сказать не об этом, а о том, что если для детей произведение НЕ сложное, то вместо одной главы неплохо бы читать все. Интереснее.
И это я про девочек пишу (две мои старшие - девчонки), про мальчишек пока точно не знаю (два младших только подрастают, хотя очень любят слушать, как я им читаю. Четырехлетка высиживает до 30 минут чтения вслух книги, расчитанной на уровень старших девушек и многое запоминает при этом). У меня самом с Войной и миром проблем в школе не было.
Людмила |
|
kirill
Пользователь
|
Re(13): нет мотивации к учебе 12:27:53 22 Февраль 2007
|
[ Профиль ]
|
Наш эксперимент с бессрочными каникулами не очень удался. Мы предложили дочери самой строить свое расписание. Она очень вдохновилась и решила учиться после обеда. Но в реальности по разным причинам она не училась совсем. В основном играла. Мы ничего ей не говорили. В результате так прошло более двух недель. Я скорее соглашусь с Людмилой, что тут имеет место элементарная лень, которая стала, на наш взгляд, прогрессировать. Она только занималась игрушками и валянием дурака (на нашем языке мы это называем "беситься". И "бесить" малышей). Хуже всего то, что у нас еще двое маленьких детей, которые всегда копируют поведение старшей дочери. Если ей позволить всё, то и малыши начнут вести себя точно так же. В общем, будем думать дальше и искать наиболее оптимальные пути. Мы заметили, впрочем, что учеба ей совсем не в тягость. Особенно нравится английский. Если делает, то делает с удовольствием. Да и другие предметы тоже. (труднее всего письмо ей дается). И читает она ОЧЕНЬ много. Но она как-будто не может наиграться... Надо играть и играть постоянно. Ну нельзя же играть весь день, в конце концов... И не могу сказать, что мы ее как-то ограничивали в играх... И игрушек у нее полно... Посмотрим, как будет дальше. |
|
Гость
гость
|
Re(14): нет мотивации к учебе 16:45:48 23 Февраль 2007
|
|
Хочу поздравить всех мужчин! Здорово, что поддерживаете своих жен в нелегком деле воспитания детей! Продолжайте в том же духе!
Кирилл, у нас на этой неделе тоже сплошная борьба. Предоставленные сами себе, мы тоже делаем только то, что нам хочется. Я все таки думаю, что они еще слишком маленькие, чтобы самим изнутри (а не при внешней нашей помощи) бороться с ленью, эгоизмом и сиюминутными удовольствиями. Слишком уж это сложно. Моя старшая даже сказала, что ей было бы лучше, если бы я ее жестче контролировала. Конечно, это тоже долго продолжаться не может, мы же ведь хотим воспитать взрослых людей. Таким образом нужно как-то постепенно двигаться в этом направлении. Мысль - дать им прочувствовать причинно-следственные связи, типа кто не работает, тот и не ешь. Мы иногда так и делаем. Особенно так как семья многодетная, важно, чтобы каждый член вносил свою лепту. Они могут не работать (или играть), но во время приема пищи получат только хлеб и воду. Выбирай что хочешь.
А еще на этой неделе смотрела товары на сайте www.intelgame.ru Предлагаются некоторые интересные вещи, например, диски с математическими песнями. Это я к тому, что есть ведь наверняка и на русском языке то, что помогает учиться, играя. В Штатах те, кто занимается дома, часто используют такие штуки. Особенно для ваших семи лет. Вот побольше бы таких ресурсов на сайте. |
|
Люда
Пользователь
|
Re(15): нет мотивации к учебе 16:56:42 23 Февраль 2007
|
[ Профиль ]
|
Простите, это была Людмила, теперь я поняла, как стать не просто гостем! |
|
Ego Darling
Администратор
|
Re(16): нет мотивации к учебе 13:02:37 24 Февраль 2007
|
[ Профиль ]
|
>>я поняла, как стать не просто гостем
Очень рада :-) Уже хотела просить Вас зарегистрироваться для всеобщего удобства, дабы не расшифровывать вечно, какой это гость :-)
Вопрос про игры - хорош, давайте делиться найденным. Пока не было этого форума, всё интересное мне я описывала у себя http://www.palada.ru/ |
|
Ego Darling
Администратор
|
Re(17): нет мотивации к учебе 13:09:47 24 Февраль 2007
|
[ Профиль ]
|
Я вынесла отдельно тему Самостоятельность в обучении и о самостоятельности здесь говорить подробно не буду.
Кирилл, мне кажется, что эксперимент с каникулами не удался, т.к.
- не было выполнено условие "родители интересуются именно ребёнком". Это очень трудный момент, по крайней мере для меня он был трудным. Отделить свою усталость, проблемы (да, младшие дети требуют внимания и мешают старшему учиться - мне ли это не знать!) от ребёнка. Найти к нему подход, интересный учебник, интересные задания. Интерес в этом возрасте невозможен без самоценности "здесь и сейчас" получаемых знаний и навыков для ребёнка - учёба ради будущего в угоду родителям возможна при опрделённом характере малыша, но однажды стимул в виде родителей пропадает, и последствия оказываются, увы, совсем не такими, как мечталось.
- посмотрите тему о самостоятельности (повторюсь, я допишу там конкретные примеры для юллюстрации теории). Вот эта Ваша фраза
>>Мы предложили дочери самой строить свое расписание. Она очень вдохновилась и решила учиться после обеда. Но в реальности по разным причинам она не училась совсем. В основном играла.
Мы это проходили. Не может ребёнок этого сам. Хочет - возможно, но не может. Искусство и долг родителя помочь без насилия. Далее об этом давайте в теме о самостоятельности, ОК? |
|
Ego Darling
Администратор
|
Re(18): нет мотивации к учебе 13:13:19 24 Февраль 2007
|
[ Профиль ]
|
kirill, вот что приходит в голову всвязи с написанным Вами:
- я не знаю Вашей семьи и отвечаю лишь опираясь на Ваши тексты. Вот на этой основе могу предположить: может, для налаживания связи-доверия пока позаниматься больше английским, временно ослабив нажим на письмо? Т.е признать налаживание контакта первичным, а там и к письму подход найдёте?
- нам было бы интересно услышать мнение мамы. Согласитесь, чаще с вопросами о детях обращаются мамы. Приятно встретить отца, столь интересующегося ростом своих детей, и возможно, мнение Вашей жены полностью совпадает с Вашим. Но возможно её взгляды, идеи и готовность эти идеи воплощать в чём-то существенно отличаются. Последствия необязательно трагичны, но столь разнообразны, что мне их не угадать и совета толкового не дать. Например, если ребёнок чувствует разницу во взглядах у родителей, то может вести себя неадекватно именно из-за этого по бессознательному принципу "если мама/папа считают это неверным, так может это и не нужно совсем?" - но это лишь один из многочисленных вариантов.
- как ребёнок отнёсся к появлению младших детей? Девочка любит с ними играть и это само по себе очень хорошо (ведь сколько семей жалуются на ревность старших, неприятие ими малышей), но... тут опять может быть много вариантов. Например, старшей кажется "что она всё должна, а они нет!" - потому и виляет от учёбы, ибо (допустим) именно здесь может увильнуть, привлечь внимание родителей и т.д.
Здесь вопрос из области практики семейного образования (т.е. подачи материала, организации процесса, контакта со школой при аттестации) переходит в семейную психологию. Но IMHO, если в этом не разобраться, проблемы будут тянуться из года в год.
Это не по теме, но дети вернулись с шахмат и средней необбходимо болтать со мной о всяком разном - писать под это невозможно. Игорь Моисеевич просил меня высказаться здесь "про лень", эх как это не банально, но "продолжение следует". |
|
andrea
Пользователь
|
Re(19): нет мотивации к учебе 14:26:46 28 Февраль 2007
|
[ Профиль ]
|
Здравствуйте!Я жена Кирилла. Уложила малышей и надеюсь, что немного смогу написать. Да наши мнения с мужем совпадают. Он начал писать на форум, поскольку детей мы обсуждаем каждый день. Он приходит домой, когда они уже спят и я с ним делюсь всем, что происходило днем. Кирилл видит мои отчаянные попытки и растущее чувство боли, злости и бессилия. Я очень люблю своих детей и хочу им только добра, но на данный момент ни кнут ни пряник не работает. Ревности среди наших детишек по большому счету нет(могут конечно игрушку не поделить, но это я не считаю). Старшая Кира (о которой идет речь)любит играть с малышами и может за ними полностью ухаживать при необходимости (покормить, пеленать...). В последнее время у нас обстановка накаляется - она не только не хочет учиться, но может и 3 дня не причёсываться и кровать не заправить ... Как будто ее одолела лень и бесконечное желание играть. Все мои просьбы игнорирует. Учеба ей дается легко. Сегодня я из-за плохого самочувствия отменила урок английского. Кира так расстроилась, что долго плакала и у нее пропало желание решать задачи по математике. Сегодня я ее пол дня безуспешно просила сделать уроки и она никак не хотела следовать расписанию. Когда дети легли я с ней поговорила. С детьми я всегда откровенно говорю о своих чувствах - я ей рассказала, что я очень несчастна т.к. не знаю, что делать для того, чтобы она слушалась. Сказала ей, что у меня очень болит сердце когда ее приходится ругать и заставлять и запреты налагать, и что лупить ее рука не поднимается. Я сказала, что так не могу и больше не хочу, и если меня так будет расстраивать и дальше, то могу заболеть. Она меня обняла, сказала, что очень любит и за 15 мин без запинки сделала математику. И что мне думать?
Пока у нее были каникулы, я про учебу старалась не напоминать. Мы с ней проводили время только вдвоем когда малыши спали, чтобы я могла уделить внимание только ей. Мы вместе сшили 2 игрушки, играли игры, гуляли и снеговиков лепили и крепость из снега строили. Я сидела полтора часа с малышами в школе, и ждала, пока у нее хор не кончится. Не знаю, что то не так. Видимо я что то не так делаю или что то не понимаю. Я уже готова идти к психологу, лишь бы это наше противостояние кончилось и наступили счастливые будни. Надоело мне насильно заставлять и ругаться и кричать на того, кого люблю. Какой смысл ее учить дома при такой обстановке? Чем же это лучше школы? Должен же быть выход. Посоветуйте, пожалуйста. Я и встретиться готова и идти куда надо. |
|
Ego Darling
Администратор
|
Re(21): нет мотивации к учебе 20:12:50 28 Февраль 2007
|
[ Профиль ]
|
andrea, если вы живёте в Москве или рядом, то приехать на консультацию и поговорить лично с Игорем Моисеевичем может быть действительно много быстрее и эффективнее. В личной беседе тногое сразу ясно, не надо тыкаться и проверять варианты. Напишите на ichap, упомянув, что вы те самые kirill и andrea с форума и хотеди бы приехать на консультацию.
>>Видимо я что то не так делаю или что то не понимаю.
У меня в начале тоже были такие тяжёлые моменты. У меня сложилось впечатление, что возможно одна из Ваших проблем - это Ваше же отношение к учёбе. Вот что у Вас в душе на эту тему? Если что-то вроде "это что-то обязательно нужное, трудное, скучное, но нужное" (скучное-трудное не в адрес ребёнка, а в адрес учёбы как процесса) - оно передастся ребёнку. Если "мне бы такую возможность в детстве! а она не ценит..." - чаду совершенно не понятно, что ценить, а у родителя раздражение. В идеале мотив в душе легкий и весёлый:"учёба - это интересно и вместе мы обязательно справимся". В начальной школе для ребёнка "вместе сделали" = "я смог", это к теме о самостоятельности (надеюсь Вы смотрели).
Достичь искреннего весёлого мотива может быть не легко, тем более для всех членов семьи. Мне лично пришлось отказаться от многих своих подсознательных амбиций в адрес детского будущего, традиций в воспитании и образовании. Например, мои дети не любят переписывать и изучать правила. Но они обожают писать сочинения. Теперь мне приносят очередную сказку, романтический этюд или белый стих и приговаривают "русский - мой любимый предмет". Я держу себя за язык, видя кучу орфографических ошибок (не могут дети знать всё сразу) и радуюсь тексту. Грамотность растёт, это заметно. Младшей сейчас интересней правила оформления прямой речи, чем "проверочные безударные гласные" (положенные ей по возрасту) - так про прямую речь и рассказываю. Главное, что она пишет с энтузиазмом, добровольно и спрашивает сама то, что ей интересно.
"Про лень" опять в другой раз :-)
P.S. Концептуально хочется сказать вот что: если ребёнок здоров, то он познаёт. Дело родителя лишь не задавить, а поддержать этот интерес. Ведь у Вас здоровый ребёнок, верно? Так приглядитесь, вот как с моими сочинениями, с девочкой поговорите: что ей интересно? Лично у меня творческие дети, мне даже математику пришлось превратить в изящное искусство без скучных правил и обычных учебников - и всё стало ОК. |
|
Люда
Пользователь
|
Re(22): нет мотивации к учебе 18:47:12 25 Март 2007
|
[ Профиль ]
|
Младшей сейчас интересней правила оформления прямой речи, чем "проверочные безударные гласные" (положенные ей по возрасту)
Тогда, может быть, более закономерен вопрос - как мотивировать ребенка учить то, что ей положено по возрасту (понимаю, что звучит не очень)? Другими словами - ведь сдавать ей не прямую речь, а безударные гласные. Конечно, мотивировать детей учиться вообще не сложно (Ваш абзац про "лень"). Я понимаю, что моя проблема часто в том, что дома мы делаем вообще не то, что в школе. Но, забрать детей из школы мне дали лишь на том основании, что мы будем следовать программе. Вот мы и чувствуем это напряжение. Мы сдаем основные предметы раз в четверть. У нас в Красноярске семейное образование не распространено, поэтому с нами не совсем знают, что делать. Может, в таком случае стоит перейти на экстернат? Что посоветуете? По идее, мы могли бы даже раз в год приезжать в Москву, если там есть какие-то варианты. Понимаю, что не совсем по теме, простите. |
|
Ego Darling
Администратор
|
Re(23): нет мотивации к учебе 14:37:35 16 Апрель 2007
|
[ Профиль ]
|
Люда, вопрос про "положенное" звучит не очень - конечно :-)
Очевидно, что лучше договориться с ближайшей школой. Если добиться приемлимых условий аттестации не удаётся (а многие жалуются на требования о еженедельных отчётах и даже соответсвии классным работам!), надо менять школу или переходить на экстернат. В Москве, конечно, много интересного, можно по музеям походить и Кремль посмотреть, но мотаться сюда только ради аттестации... а стоит ли оно того? |
|
Ego Darling
Администратор
|
Re(24): нет мотивации к учебе 15:15:25 16 Апрель 2007
|
[ Профиль ]
|
Обещанное "про лень". Так долго, ибо мне было трудно это сказать, никак не перейдя на личности. Если кратко - то если лень и стала одолевать кого-то, то сперва родителей, а потом детей. Либо к детям предъявляются непонятные и чрезмерные требования. Либо родители "ленятся" общаться с детьми на интереные детям темы, проводить время вместе. Вариантов масса, я не смогу перечислить все, но суть одна: дети копируют модели поведения с родителей. Пример.
Мы с мужем - архитекторы, работающие дома. Мы не хотим работать в офисе или организовывать свой бизнес, хотя это увеличило бы наш доход, т.к. наше здоровье и свобода распределения своего времени того не стоят (для нас). Наша работа нам в целом интересна и приносит чувство удовлетворения. Наши дети... тоже самое. Их не заставить учить то, что им неинтересно. И учить больше, чаще и т.д., чем им хочется. Звучит-то нормально: ведь мои дети учатся, стольким интересуются... Ага. Когда люди узнают распорядок дня и прочие подробности, они часто удивляются и считают, что мы вообще не учимся. Это их дело, что считать. А вот я изрядно лоб себе поразбивала, пытаясь убеждать детей заниматься "как положено", пока не поняла и не стала уважать право человека на самоопределение, которое сама же и заложила. При ином взгляде на вещи, детей тут же можно обвинить в лености и т.д., но и я ведь сейчас на форуме сижу, общественной жизнью, интересной МНЕ занимаюсь - получается тогда, что ленюсь и не работаю. |
|
Ego Darling
Администратор
|
Re(25): нет мотивации к учебе 15:37:09 16 Апрель 2007
|
[ Профиль ]
|
Подводя итоги изначального вопроса, хочу выразить надежду: раз kirill и andrea больше ничео не писали, их проблема решилась или хотя бы стала решаться. Люди воспользовались приглашанием приехать в наш центр и пообщаться лично, что ускорило выяснение подробностей и причин. Невозможно описывать за глаза личные подробности, но я очень надеюсь, что 2 детали не обидят этих родителей и помогут остальным увидеть что-то полезное для себя.
1. Девочка двуязычная, что есть несомненно большая образовательная нагрузка.
2. Ребёнок с очень творческим мышлением часто необычен для логичных родителей. Для той самой мотивации такому ребёнку часто хочется услашать мнение авторитета со стороны (было у моих обеих девушек тоже к вящему моему изумлению) и мы предложили повозить девочку некоторое время в нашу ассоциацию, чтобы "чужая тётя похвалила и дала новое задание". Также было необходимо перейти на совместное с мамой выполнение уроков (не подсказки, а присутствие, возможность пообщаться, задать вопросами, поделиться успехом сразу).
Если kirill и andrea сюда ещё заглядывают, будем рады услашать их мнение. |
|
Гость
гость
|
Re(26): нет мотивации к учебе 15:22:42 11 Май 2007
|
|
Я - Оксана из Санкт-Петербурга. Двое моих старших учатся на семейном обучении, дочка в 3-м, сын в 1-м. Мы делаем так - я каждый день даю дочке задания по нескольким предметам. Объясняю новый материал, если он есть. Задания по принципу "от сих до сих". Она занимается в той же комнате, где и мы с сыном. Приглядываю за ней, чтоб не отвлекалась. Подходит, задает вопросы, показывает написанное, отвечает устное. Быстро обогнала класс по многим предметам, но заканчиваем все-равно 17-го мая, так как оставили "на сладкое" историю города. Остальное пройдено. Если напишет диктант на 5, будет отличницей. Никаких бессрочных каникул у нас не было и никакого разрешения делать что хочет. Есть отдых, переменки, воскресенья (мы тоже верующие и ездим в церковь), обычные каникулы.
С сыном сижу рядом. Иногда отхожу, дав небольшое задание для сам. работы - спиши текст, реши примеры, сравни, прочитай, раскрась. Задачи решаем вместе, грам. задания по русскому тоже. На все про все в день 1,5 часа, иногда меньше. Уложились за учебный год по перегруженной программе "Школа 2100", сделав ВСЕ задания. Класс не уложился и будет доделывать многие предметы с след. сентябре.
ИМХО, я бы не советовала отпускать детей в свободное плавание - хочу, делаю, не хочу - нет. Есть такое слово надо. |
|
Гость
гость
|
Re(27): нет мотивации к учебе 15:27:01 11 Май 2007
|
|
Опять Оксана. Забыла написать, что с мотивацией при нашем раскладе все в порядке. Дети обожают быть со мной и делать что-то вместе, быть рядом. Никакого недовольства типа "опять уроки..." |
|
Ego Darling
Администратор
|
Re(28): нет мотивации к учебе 13:10:24 02 Июнь 2007
|
[ Профиль ]
|
Оксана, спасибо за конкретное описание Вашего опыта. Я рада, что у Вас всё хорошо. Мне кажется, что 'есть такое слово надо' - Ваш принцип, а не только в адрес детей звучит. Поэтому дети с ним согласны. Опять же, судя по Вашему рассказу, Вы очень многое делаете вместе с детьми, в процессе уроков Вы тоже всегда 'на связи' и доступны, что избавляет детей от проблемы тупиков, которую я вынесла отдельно в тему Самостоятельность в обучении.
Хочу подчеркнуть: мы не призываем отпускать младшешкольника в свободное плавание, если под этим подразумевать жизнь без общения со взрослыми, их примеров и помощи. Объявлять какие-либо тайм-ауты там, где никаких проблем нет вообще не зачем. Ждать, что через N дней полного безделья ребёнок сам сядет за теже самые книги - странно. А вот отказаться от традиционной программы некоторым просто необходимо. Часто родители нажимают на какое-либо обучение, к которому их ребёнок не готов сейчас и/или не способен в таком объёме. Тогда тайм-аут нужен ребёнку для отдыха от прессинга, а родителям - для наблюдения за интересами ребёнка и осознанию своих ошибок. Возможно, эти слова кажутся общими и непонятными, поэтому приведу пример. Моя старшая добровольно сейчас столько танцует, рисует, играет на пианино и поёт, что обвинить её в лени просто неуместно. Но выписывать традиционные упражнения по русскому её сил не хватит и никогда не хватало. Наш тайм-аут дал ей возможность заняться своими интересами с полной отдачей, а мне - признать объём этих интересов и заметить у девочки прекрасный фонематический слух. Развивать его далее оказалось легко, интересно и явно уместно. Иначе мы бы так и мучались с 1001 правилом и кучей ошибок. Когда письмо наладилось 'само', т.е. с минимумом очевидных и реально полезных девочке правил, мы стали отдельно и в минимальном количестве вводить теорию языка, что прошло также без проблем.
|
|
Гость
гость
|
Re(29): нет мотивации к учебе 10:52:44 03 Июнь 2007
|
|
Цитата: Нашей дочери 7 лет, в сентябре 2006 она поступила в 1 класс, на семейное обучение. Поскольку мама с ней и раньше занималась, за два месяца она овладела всей школьной программой, сдала тесты и перевелась во 2 класс. Сейчас идет по программе 2 класса. Но недавно пошла тяжелая полоса какая-то, как-будто приступы лени, просто не хочет учиться, отказывается под любым предлогом. Хочу играть и все тут. Пробовали разные меры, от задушевных разговоров до по мягкому месту... Но пока без особых результатов (в семье еще двое малышей, 1 и 3 года). Учеба дается с борьбой каждый день. Может, у кого-то были подобные ситуации? Как из них выходить? Буду благодарен за любые советы! Вы знаете, как бы ни рассуждали родители о необходимости постоянной "полезной" занятости своих детей, здоровая пока психика ребенка все равно возьмет "свое".
Судя по Вашим словам о том, "мама с ней и раньше занималась",в Вашей семье учебные занятия детей начинаются с самого раннего возраста. Это, конечно, очень хорошо, однако, такая вещь, как игра, не "полезная", насаждаемая взрослыми игра, а именно "бесполезная" детская, с дурашливостью, фантазией, праздным время провождением, только на наш, взрослый взгляд, кажется бесполезной тратой времени, а на самом деле, психологически занимает очень важное место в развитии каждого ребенка. Каждым возрастом надо "переболеть". Так придумала наша мудрая природа. Каждый период, каждое ролевое поведение ребенка необходимо для его психического здоровья и социальной адаптации.
Возможно Ваша девочка перезанималась,а Ваши малыши просто выражают протест против "подмены" их интересов на данном этапе жизни.
Прислушайтесь к ним, иногда надо ослабить свое руководство, дать ребенку "покуралесить", отдохнуть. И он снова будет готов к Вашим требованиям. Переломить его волю - очень опасно для его дальнейшего психического здоровья.
|
|
Гость
гость
|
Re(30): нет мотивации к учебе 10:54:56 03 Август 2007
|
|
Уважаемые родители!
Вот что пишет по поводу "лени" Дж. Локк в своей книге "Мысли о воспитании" -- произведении, вот уже 300 лет считающееся жемчужиной педагогической мысли. (Эту замечательную книгу можно найти в сети) Цитата: § 73.1. Ни один предмет, который они должны изучать, не следует превращать в бремя для них или навязывать им как нечто обязательное. Все, что предлагается в такой форме, немедленно становится скучным; душа проникается отвращением к этому, даже в том случае, если оно раньше было для нее приятно или безразлично. Заставьте ребенка ежедневно гонять свой волчок, не считаясь с тем, хочется ли ему это делать или нет; вмените ему в обязанность, выполнению которой он должен уделить столько-то часов утром и после полудня,— и вы увидите, как скоро ему надоест при таких условиях любая игра. А разве не то же самое бывает и со взрослыми людьми? Разве то, что они с удовольствием делают по своей воле, не становится сразу же для них тягостным и невыносимым, как только они увидят, что это вменяется им в обязанность? Думайте о детях как вам угодно, но им так же хочется показать, что они свободны, что их хорошие поступки исходят от них самих, что они самостоятельны и независимы, как это хочется самому гордому из вас, взрослых людей.
§ 148. Когда ребенок умеет говорить, можно уже начать учить его читать. Но по этому поводу позвольте мне здесь снова напомнить о том, что слишком легко забывается, а именно: необходимо всячески заботиться о том, чтобы учение никогда не превращалось в обязательную работу, чтобы ребенок не смотрел на это как на задание. Как я уже сказал, мы по природе своей с самой колыбели любим свободу и поэтому питаем отвращение ко многим вещам только потому, что они нам предписываются. Я всегда держался того взгляда, что учение можно превратить в игру и развлечение для детей и что можно внушить им желание учиться, если привлекать их к учению как к делу чести и славы, если преподносить его как удовольствие и развлечение, как награду за исполнение чего-то другого и никогда не бранить и не наказывать их за пренебрежение
учением ...
Очень советую прочитать всю книгу тем, кто с ней не знаком. Она укрепит вас, родителей, в вашем отказе от школьного обучения и воспитания, а также даст немало полезных и ценных советов.
Admin: Читайте дискуссионный ответ на это сообщение на стр. 4
|
|
Гость
гость
|
Re(31): нет мотивации к учебе 10:40:54 05 Август 2007
|
|
Здравствуйте, меня зовут Ольга. Мы учимся в первом классе в ассоциации Игоря Моисеевича. Сын тоже быстро "наигрался" в школу, как только понял, что это надолго ))). Пробовали разные режимы занятий, помогает, но не надолго. Хуже всего шла математика, причем проблема в выполнении заданий, а не понимании. Делали и так - я делаю "за него" математику, а он меня проверяет (ну, мама, конечно, кучу ошибок делает и еще ей приходится объяснять, что к чему). Прописи тоже делали "наоборот" - он мне пишет слова, а я переписываю их. А этим летом придумали с сыном такую игру: взяли картонную шахматную доску и наклеили на нее разные значки. Играем как в обычную настольную игру (кидаем кости и передвигаем фишки), только разные значки обозначают задания(написать слово или предложение, решить задачу, прочитать стихотворение, ответить на вопрос из окружающего мира, выставить время на учебных часах, съесть фрукт и т.п.), причем, чтобы веселее решалась математика - ответ примера или задачи дает право передвинуть фишку на столько же клеток вперед. Играющий взрослый тоже выполняет задания (их уже придумывает ребенок). По желанию подключаем младшего (теперь уже среднего )), у него только свои задания (попроще). Каждую игру можно менять задания. Учебник по математике теперь ему переписываю на карточки-задания )))). Ребенок, конечно, часто выигрывает, поэтому ему пока очень нравится так играть.
Admin: Читайте ответ на это сообщение на стр. 4
|
|
Admin
Администратор
|
Re(32): нет мотивации к учебе 16:04:04 10 Август 2007
|
[ Профиль ]
|
Цитата: "Когда ребенок умеет говорить, можно уже начать учить его читать..." (Джон Локк) На самом деле возможность читать не сразу следует за умением говорить, до этого может пройти несколько лет... По поводу книги Джона Локка хотелось бы сказать и другое. То, о чем писали 300 лет назад в эпоху просвещения, имеет некоторые созвучия в сегодняшнем дне, но это уводит от разговора о семейном образовании и вот почему. Сформировать оберегающее отношение к способности ребенка познавать, конечно, важно, и чтение Локка может укрепить в этом. Но главное – это сберечь ребенка от агрессивной общественной среды и научить его, как в этой среде можно жить.
Образование раньше не было массовым, и о том, что оно станет таковым, Локк знать не мог. Не мог он представить и того, насколько общественная среда будет враждебна по отношению к человеку, гражданину данного государства. Взаимодействию с системой, с общественной средой нельзя научиться и научить ребенка только по книгам. Педагогика – это сумма опыта и действий.
Практика семейного образования в России предусматривает и понимание того, что школа – часть системы посттоталитарного государства, у этой системы свои неписаные законы. Об этом статья Игоря Чапковского "Систему не исправить: она враждебна ребенку" в разделе "Взгляд на проблему".
А книга известного современного американского педагога и писателя Джона Гатто "Фабрика марионеток" обличает пороки системы обязательного государственного школьного образования в свободном обществе, критикует ее базовые постулаты. По мнению автора, экспансия школы лишает детей свободного времени, которое им необходимо для самостоятельного познания мира и реальной жизни. Вместо этого они учатся беспрекословно выполнять приказы и быть хорошо функционирующими винтиками в общественной машине.
Для родителей, размышляющих о семейном образовании сегодня, все это нужно знать.
|
|
Admin
Администратор
|
Re(33): нет мотивации к учебе 16:09:08 13 Август 2007
|
[ Профиль ]
|
Цитата: Из сообщения Ольги, стр. 3: ..."этим летом придумали с сыном такую игру: взяли картонную шахматную доску и наклеили на нее разные значки. Играем как в обычную настольную игру, только разные значки обозначают задания..." Уважаемая Ольга, большое спасибо за интересный рассказ о придуманной Вами методике занятий с детьми по математике. Как изобретете что-то новое и столь же эффективное, поделитесь своим опытом с другими родителями, пожалуйста. Семейное образование, как показывает и Ваш опыт, представляет собой реальную педагогику, оно дает простор для творчества как родителям, так и детям. Совместное творчество сплачивает, сближает. Вы открываете новое и в себе и в ребенке. Возможность раскрытия способностей возрастает. Из процесса обучения уходит всевозможная профанация. Успехов Вам и Вашим детям! |
|
Гость
гость
|
Re(34): нет мотивации к учебе 11:31:05 18 Август 2007
|
|
Добрый день! Мы четыре года обучаем дочь сами. По состоянию здоровья перевели ее на домашнее обучение в середине второго класса, а далее - на семейное образование. В начальной школе не было проблем - один учитель, к тому же понимающий. В пятом классе начались проблемы: разные учителя со своими требованиями. Дочка сдает каждую четверть по всем предметам зачеты и контрольные. Только один учитель принимает контрольные, написанные дома, доверяя нам, остальные устраивают экзамены по своим предметам (история -1,5 часа, не меньше). Мы с мужем профессиональные психологи, авторы целого ряда пособий для школ, профессор и доцент вузов (подмосковного и московского), с большим опытом преподавания не только в вузе, но и в школах (в том числе и в школе, к которой прикреплена дочь), на двоих - трое детей. Однако убедить учителей в том, что работы, которые сдаются ребенком, сделаны ею самой, бывает очень трудно. Иногда слышишь такие фразы: "Ставлю тебе 4, потому что все дети ходят в школу, а ты не ходишь". Например, иногда учитель непосредственно перед контрольной сообщает, что задания по материалу, которого нет в учебнике, но "На четыре наскребешь!" Совершенно не учитываются сочинения, изложения, рефераты, написанные дома. Отметка ставится только за то, что написано в классе. При этом дочь сама пишет, издает свои журналы, проводит исследования по природоведению, много читает, занимается музыкой, рисованием, танцем, очень социализована. В результате вместо положенных 12 экзаменов в год дочь сдает 28 и отдельно за год по труду, рисованию, музыке и физкультуре. Дело не в отметках (они нас и дочь интересуют в меньше степени), дело в подтексте, который постоянно звучит из уст учителей: почему не ходите в школу, надо ходить, девочка не ходит на мои уроки, и я не уверена, что она что-то знает. В результате сами по себе экзамены являются стрессом (вот я вам сейчас покажу, чего не знает ваша дочь!). В этом году вокруг нас объединились родители, которые либо обучают своих детей дома, либо готовы их перевести на семейное образование. Хочется защитить и их с детьми от тех проблем, которые возникают у нас. Есть видение того, каковы должны содержание и форма семейного обучения, есть толковые преподаватели (часть из родителей), есть учебники и учебные пособия, но порою не хватает сил противостоять советскому менталитету. Давно возникла идея создать в подмосковном наукограде центр индивидуального (семейного) образования, однако при сложившейся системе управления образованием в нашем городке частное образование с трудом выживает, а избежать школьной невротизации (даже обучаясь дома!) порою нельзя! Может ли кто-нибудь поделиться опытом (интересуют стратегия и тактика)создания таких центров? Как противостоять (с помощью каких официальных бумажек, кроме закона об образовании) ригидности образовательной системы? Как юридически можно оформить именно такой центр? Какие есть варианты? Благодарна буду всем! |
|
Гость
гость
|
Re(35): нет мотивации к учебе 11:32:49 18 Август 2007
|
|
Прошу прощения! Меня зовут Марина, это мое письмо выше! |
|
Admin
Администратор
|
Re(36): нет мотивации к учебе 15:47:55 20 Август 2007
|
[ Профиль ]
|
Здравствуйте, Марина! Цитата: У меня не хватает сил противостоять советскому менталитету. Мы с другими родителями решили объединиться... Простите, но если у Вас нет сил для противостояния, то и объединение подобных людей, каждый из которых в отдельности не может постоять за своего ребенка, окажется в этом бессильным. Матери и отцу надо защищать своего ребенка, действуя в выпавших им обстоятельствах и опасностях. Ну нельзя, чтобы ребенок сдавал 28 экзаменов вместо полагающихся 12-ти. Как достичь этой цели, это Ваше родительское дело. Как-то надо поставить на место учителей, которые растаптывают Вас и ребенка недоверием. Не вы первые не ходите в школу. Дойдите хоть до самого верха. Борясь за ребенка, родители отстаивают свое достоинство материнства и отцовства. Только лишь сетуя, Вы, Марина,пока терпите поражение. Не отчаивайтесь. Вы вроде взялись действовать, но уповая на " силу коллектива". Вы пишете: Цитата: ...вокруг нас объединились родители, которые готовы перевести своих детей на семейное образование. Хочется защитить и их с детьми от тех проблем, которые возникают у нас. Так защищайте прежде своего ребенка и свое материнское достоинство! Как же вы родителей-то этих защитите, если себя не можете? Собравшиеся вокруг Вас будут надеятся, что Вы защитите их. А Вы сможете? Лучше скажите им, что не давать в обиду своего ребенка – дело нас самих. Есть у кого-то в этом есть опыт, пусть поделится. Уповать здесь только на общественные организации, объединения – это утопия.
Почитайте, пожалуйста, на нашем сайте, как приходится самым разным родителям бороться за отстаивание достоинства своего и своих детей, в разделе «Борьба за права детей» . Более подробно написала об этом Ирина Маркеева - «Сделайте свой выбор». Выбор за Вами. Не сдавайтесь.
|
|
Гость
гость
|
Re(37): нет мотивации к учебе 21:52:26 20 Август 2007
|
|
Добрый день! К сожалению, я так и не получила ответа на заданные вопросы в письме. Меня интересовали стратегия и тактика создания таких объединений. То, что надо защищать своих детей, я знаю. Помогать другим защищать свои достоинство и права детей - моя профессия. Наверное, просто найти "пороки" в чужих откровениях ("Простите, но если у Вас нет сил для противостояния, то и объединение подобных людей, каждый из которых в отдельности не может постоять за своего ребенка, окажется в этом бессильным.Так защищайте прежде своего ребенка и свое материнское достоинство! Как же вы родителей-то этих защитите, если себя не можете?"), при этом не ответив на вопросы, которые не из разряда праздных. А вот за ссылку на чужие истории спасибо, хоть там как-то обозначена позиция именно Игоря Моисеевича. А вообще просьба (или совет, как хотите): поменьше моралите по отношению к откровениям пишущих, больше корректности (родителей не надо поучать: "Как достичь этой цели, это Ваше родительское дело. Как-то надо поставить на место учителей, которые растаптывают Вас и ребенка недоверием. Не вы первые не ходите в школу. Дойдите хоть до самого верха. Борясь за ребенка, родители отстаивают свое достоинство материнства и отцовства. Только лишь сетуя, Вы, Марина,пока терпите поражение." Может быть, тогда интересно будет на вашем сайте! И пишущий не будет бояться получить щелчок по носу! |
|
Val
Пользователь
|
Re(38): нет мотивации к учебе 13:28:52 21 Август 2007
|
[ Профиль ]
|
Марина, а найти другую школу вы не пытались? Думаю, как психолог, вы понимаете, что трудно будет изменить отношение всех преподавателей, даже по указке сверху. Слишком глубоко сидит это внутри. И уже устоявшиеся ассоциации сталкиваются с неадекватным отношением к детям (случайно оказалась свидетелем), но у них уже есть какой-то выбор какие-то наработанные связи со школами, настроенными к домашникам, и есть возможность смены.
имхо, мне кажется, если вы хотите все строить сами и получить консультацию, лучше списаться непосредственно с Игорем Моисеевичем и поговорить при личной встрече. Либо искать более дружелюбную школу, благо, в Москве это легче: зачем биться лбом в закрытые ворота? тем более, что это лоб ребенка:(. я не поучаю, пишу просто исходя из своего опыта. |
|
Admin
Администратор
|
Re(39): нет мотивации к учебе 11:18:32 22 Август 2007
|
[ Профиль ]
|
Здравствуйте, Марина. Я завела новую тему "есть идея создать центр семейного образования...", может быть, в форуме по этой теме люди, имеющие опыт создания таких центров, напишут Вам. Уже и здесь Вам пишут, я вижу. |
|
|
|
|