Тема - "Ответ на реплику о вреде СО."Здравствуйте, гость!
irina_markeeva
Пользователь
|
Ответ на реплику о вреде СО. 08:31:02 19 Ноябрь 2008
|
[ Профиль ]
|
В сентябре этого года я на одном из форумов очень эмоционально отвечала о СО.
Сейчас наткнулась на свой пост.
Интересно было перечитать. |
|
|
irina_markeeva
Пользователь
|
Re(1): Ответ на реплику о вреде СО. 08:35:26 19 Ноябрь 2008
|
[ Профиль ]
|
Писала Наталья Компанец: Цитата: Домашнее обучение как альтернатива - это хорошо. Однако, нужно оглядываться на потребности развития ребенка и НИКОГДА их не забывать. Когда ребенок идет в первый класс - это совпадает с возрастным кризисом. Для семилетних первоклассников это проходит легче. А шестилетка по сути еще дошкольник. Так вот кризис знаменуется пресловутым "Марь Иванна сказала..." То есть, как и другие кризисы - происходит скачок эмансипации (от родителей). Ребенок отходит от родителей в сторону "других взрослых", значимых в новой для него деятельности. Потому и советуют психологи не брать маме-учительнице в свой класс дочь или сына. Что касается домашнего обучения - то редко какая мама (даже судя из реплик этого форума) может организовать НОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - учебную. Чаще это похоже на занятия "в свое удовольствие", когда удобно маме (например, не едут в в этот момент в Индию). И вопрос возникает по поводу адекватного волевого развития, саморегуляции (окончательно формируется к 9-10 годам).
Отвечала на днях на вопрос мамы по поводу перспектив раннего обучения: один из камней преткновения - ребенок привыкает, что как только он устает, занятие прекращается. Это не совместимо со словом "надо" и со школьно-урочной системой. Но не сформировать "надо" - очень чревато. Знаете ли вы взрослых, которым "не хочется" работать. Всегда ли они способны при этом заработать на жизнь и не сидят у своих родителей на шее? Заботятся ли о свих близких, даже когда "не хочется"?
Если мы готовим ребенка к будущей трудовой деятельности как СПД, что бы и работал, когда хотел - тогда можно экспериментировать. А если не получится - не хватит организаторских способностей или по другим причинам - придется учиться подчиняться уже взрослым, а любые "болезни" у взрослых ОЧЕНЬ тяжело проходят, согласитесь.
Нельзя жить отдельно от общества, как бы со стороны наблюдая. Если не формируется опыт - на чужих ошибках не научишься общаться, общими усилиями добывать знания (проектное обучение). Абсолютно разные результаты индивидуального и группового обучения. Есть даже термин "совместно-распределенная деятельность" в группе. Есть еще исследования - "бывшие" общительные люди, начинающие работать с компьютерами (программисты) изменяют личность, "разучаются общаться". Вспомните еще фиаско Щетининской деревни.
И еще я бы исследовала личности мам. Все же мне кажется, какие-то страхи прячут и какие-то СВОИ потребности удовлетворяют тем, что пытаются подменить традиционное обучение ребенка домашним.
Не подумайте плохого: я всегда радуюсь, когда наиболее увлеченные мамы совпадают по темпераменту с детьми, и дети открыты к получению знаний ЛЮБЫМИ ПУТЯМИ. Однако одаренных детей среди "популяции" около 3 % (должны совпасть темпераменты родителей и ребенка: чаще на стыке сангвиник-флегматик, чаще интроверт, чаще размеренные и спокойные). Гораздо больше детей - которые не воспринимают маму как учительницу, им нужна группа для занятий, главным в школьных занятиях видят переменки (в лучшем случае - игровая мотивация учебной деятельности, в худшем - внешняя). Если нет "совпадения", с мамой в основном играют, а то, что "надо" умело обходят (устали, не получается и пр.) - лучше не экспериментировать. Я видела несколько семей, которые все-таки пришли к школе, но уже проблемы решались "не традиционные" для других детей. Лучший выход, который был найден - домашняя школа с несколькими учениками, причем учила - не мама, а приходящий педагог. Тогда адаптация к школьной "обязаловке" проходит легче.
Своего старшего отдавала и в садик (там организовывала занятия по Зайцеву, по своим методикам), и в школу (не повезло с учительницей, но мы вместе учились общаться с РАЗНЫМИ людьми). Сейчас ему 16 лет, учится в техникуме, по прежнему "разбираем" задачки из жизненного учебника по общению - все "приемы" проверяет на жизнеспособность на практике. Младшего (2,4) планирую отдать в частный детский сад и обычную школу, тоже организовываю домашнюю группу - для "дополнительного" обучения. |
|
irina_markeeva
Пользователь
|
Re(2): Ответ на реплику о вреде СО. 08:38:53 19 Ноябрь 2008
|
[ Профиль ]
|
Сейчас начало нового учебного года. У нас седьмой класс. Хотя учебники и методическая литература подобраны и закуплены еще в марте, но работы у меня не уменьшается. Наладить обучение по всем 12 предметам сложно. Перемежаю уроки с изучением учебно-методических комплектов. А это 5-6 уроков в день. Первая неделя сентября обычно расходуется на составление планов на год, по четвертям, распределение объема материала по неделям, составления режима учебы и расписания. Нет свободной минутки. К 4 ноября первая отчетность: два экзамена подготовить и сдать (информатика, история России) и рабочими тетрадями по каждому предмету (например, русский язык, история и алгебра по 40 уроков; английский язык и информатика по 35 уроков; литература, биология, география по 25 уроков; геометрия, физика по 15 уроков, обществознание за 8 уроков, черчение за 8 уроков). Тетрадями это назвать сложно. Мы в шутку называем их "амбарными книгами". Это огромные тетради формата А4, где каждый урок мы начинаем с нового листа. И пишем в них все: и мама, и папа, и сын. Я вписываю объем задания, определяю задачи и вопросы для самостоятельных работ, тщательно веду отчетность: дата, время, тема. Цитата: Что касается домашнего обучения - то редко какая мама (даже судя из реплик этого форума) может организовать НОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - учебную. Чаще это похоже на занятия "в свое удовольствие", когда удобно маме (например, не едут в в этот момент в Индию). Я все в своей жизни делаю с удовольствием и считаю это правильным. Этому учу сына. Уметь заинтересоваться и на этом интересе "свернуть горы" с наслаждением - этому нужно учиться. Наташа, я полностью не соглашусь с Вашими словами. Я не занимаюсь между делом обучением сына. Это и есть мое ДЕЛО. Я стараюсь его выполнять добросовестно. Может быть, подходит слово профессионально.
Да, так случилось, что мой ребенок чувствует себя в школе неуютно. И в этом я никого не виню. Я это приняла. Это мне далось трудно. Моему сыну легко и легче учиться в группе. Он впадает в азарт. Получает огромную подпитку эндорфинов от сравнения себя с другими детьми. Продемонстрировать свой интеллект, сделать маленькое открытие, прочувствовать момент озарения и получить награду - теплоту от значимого человека - учителя. Да, все это я у него отняла. Но это цена. Теперь мы учимся получать удовольствие от другого: от преодоления себя, своей лени, от сравнения себя самого с собой вчерашним, от усилий и шагов, ведущих к цели. Нет, внешних причин учится (завтра идти в школу, не выучу, тогда двойка, а что скажет учитель, а я буду умнее всех), есть причины только внутренние.
Да, я не учу ребенка терпеть. Не закрываю глаза, что ему в школе плохо. Не учу его глотать все эти мерзости одноклассников. Я действую. Не ограждаю, не перемещаю в теплое место, а воспитываю чувство собственного достоинства, реабилитирую после школы унижения и нелюбви к себе. А Вы делайте свой выбор. Любите своего ребенка дома, а потом утром выплевывайте его в школу к миру цинизма и перевернутых ценностей.
Семейное обучение - это не перепоручение ребенка репетиторам, это выстраивание внутренней семейной развивающей среды. Выстраивание мира взаимодействия между взрослыми и детьми, приглашение ребенка в наш взрослый мир, как равноправного участника.
С некоторых пор я размышляю о тех бонусах, которые мы нечаянно получили от семейного обучения. Один из них дружба. У меня много проблем в отношениях с мамой. Я очень внимательно отношусь к ним. И много лет выстраиваю с ней отношения – партнерские, уважительные, дружеские. Это дается мне большим трудом. И с каждым годом, провалы в нашей дружбе, я ощущаю больнее. Я теряю веру, опускаю руки, но стараюсь не обвинять все вокруг. С братом началось мое сближение. Это для меня очень важно и значимо. Вспомнился принцип divide et impera/разделяй и властвуй. Аналогия прослеживается. Разделите все части семьи: родителей всех без исключения на ненормированную работу, чтобы вечером с ног валились, младших детей с пеленок по садам от зари до зари, да в разные группы, школьников по разным классам. Эти люди не семья, они не знают друг друга, не любят, не уважают. Им просто не хватает времени для общения. Эти люди вместе могли стать такими сильными, но врозь они такие удобные винтики для государства. Для верности подмешаем сюда стыд за своих родителей, школе поручим посеять в каждом чувство бездарности, принципа глухоты (ничего не вижу, ничего не слышу, не высовываюсь, а то хуже будет). Получаем общество без сострадания, без семейных традиций и корней, где брат брату не друг, а скорее враг. Преемственность поколений отсутствует. Я пришла к выводу, что семейное обучение сближает семью, делает целым. Можно успеть научить детей дружить друг с другом, у них появится шанс стать друзьями, полюбить друг друга навсегда, общая домашняя учеба сблизит поколения детей и родителей. Если повезет, то и мы родители тоже успеем многому научиться у наших детей. И может быть, эта связь не порвется всю жизнь или еще дольше, ведь память о людях может помочь даже, когда их нет уже с нами, когда они присоединились к большинству, как говорит Петроний Арбитр Гай.
Успехов! |
|
|
|
|