Всё познается в сравнении.Тут говорилось, что в Финляндии более 10 процентов госбюджета идет на образование. Была даже цифра 16 процентов.
Для сравнения: в Финляндии живет 5,3 млн человек (менее половины населения г. Москвы).
В бюджете России на всё образование выделено
4,7 процента. Из них 0,1 процента - на общее образование (школы), 3,7 процента - на высшее.
(Любопыта и такая вещь, в Финляндии 5,5 процента населения шведы. Если в каком-то муниципальном образовании 5 процентов шведов, то будет и школа на шведском, и таблички на шведском на домах, дублирующие финские названия...)
Еще статья о Финляндии
ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ НАШЕГО СЕВЕРНОГО СОСЕДА
Журнал "Лидеры образования", №3 2005
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Образование - сфера прямой ответственности Министерства образования Финляндии, которое в союзе с Национальным советом по образованию вырабатывает цели, содержание деятельности и основные методы работы для всех уровней образования - от начального до среднего и образования взрослых.
Главная забота «центра» - обеспечить равенство образовательных возможностей для граждан вне зависимости от цвета их кожи, социального происхождения, места жительства, финансового положения, национальности и т. д. Министерство образования целиком ответственно за качество предоставляемых педагогических услуг и равный доступ к ним.
С момента рождения и вплоть до шестилетнего возраста каждый ребенок может посещать либо «центр заботы» (детский сад), либо маленькую «семейную» группу, организованную в частном доме. Однако 98 процентов шестилетних малышей в 2002 году были доверены родителями педагогам государственного дошкольного образования. Только начиная с 2001 года, все шестилетние дети страны получили право на бесплатное дошкольное образование.
Основное образование начинается для финского малыша, как правило, в 7-летнем возрасте. Приблизительно 5 процентов учеников посещают школы с преподаванием на шведском языке; в некоторых ведется обучение только на английском или, к примеру, только на сами и ряде других языков.
Домашние задания детям необязательны, необременительны и носят, как правило, творческий характер. Помимо базовых традиционных наук в школах изучаются в рамках основного (утреннего) расписания такие дисциплины, как «Эстетика и практика», «Ремесла (домоводство)», «Драма», «Искусство», «Навыки общения (мышления, познания, творчества, здоровой жизни)» и др.
Начальная и средняя школа финансируется центральной властью вместе с муниципальной: 57 процентов средств выделяет государство, около 43 процентов - местные органы управления (советы). Местная власть определяет, какая степень ответственности передается школам. Школы пользуются, как правило, немалой автономией. Они имеют право оказывать услуги, соответствующие их собственным договоренностям, но лишь при условии, что их основные функции, определенные законом, выполняются.
Бесплатность базового образования подразумевает:
* бесплатное горячее питание для всех учеников на всех уровнях;
* бесплатные книги и другие учебные материалы;
* гарантированный «басинг» - доставку учеников на занятия и обратно. Как правило, за счет официально закрепленных спонсоров конкретной школы.
Частные школы, на долю которых приходится лишь два процента от общего числа средних учебных заведений страны, находятся под общественным наблюдением; следуют национальному общему учебному плану.
По окончании 9 класса можно продолжить общее среднее либо профессиональное среднее образование.
После чего молодежь поступает в так называемые «политехникумы» или в университеты.
....
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШКОЛЬНЫХ РЕФОРМ
30 лет назад Финляндия совершила переход от селективной, сравнивающей детей друг с другом, к равнодоступной (эгалитарной) модели девятилетнего общего образования.
Вплоть до 90-х годов прошлого века финский национальный учебный план был очень строгим и детализированным. Содержание учебников, как, впрочем, и всей школьной и внутриклассной деятельности, включая ее стратегические цели, тщательно контролировалось. Структура, организация, программы занятий раз и навсегда устанавливались в едином для всех учеников «карикула».
Глубокие перемены в философии и практическом осуществлении этого документа произошли в начале 1990-х годов. Именно тогда учебный план школьной Финляндии претерпел коренные изменения, став более гибким, допускающим свободу поиска, более децентрализованным и менее детальным. Кроме того, объем этого документа был сведен к доступному для большинства учеников минимуму.
Действующий сегодня базовый Акт «Об образовании» (1999 г.) не разделяет школу на низшую и высшую ступени. Он лишь постулирует, что:
* основное образование длится 9 лет;
* первые 6 лет уроки ведет один и тот же учитель (классный руководитель), а последние 3 года - учителя-предметники. .....
ЯЗЫКОМ ЦИФР
Образование в Финляндии - это…
* 3 953 учреждения основного девятилетнего образования;
* 441 школа «высшего общего образования»;
* 30 политехникумов (училищ);
* 20 университетов (на базе которых концентрируется как подготовка, так и повышение квалификации учителей);
* учебный год длится 190 дней. Занятия начинаются в середине августа, завершаются в начале июня;
* школа открыта пять дней в неделю. Число уроков в течение этих дней варьируется от 19 до 30;
* в средних учебных заведениях практикуется 7-балльная шкала оценок - от 4 до 10.
Подготовил Антон Зверев